С давних пор ведутся споры о том, чья же нога первой ступила на берега
Ганы. Говорят, что это были французы, однако торговать начали португальцы. И это совершенно точный факт. Колонисты искали ценные природные ресурсы, строили крепости, насаждали христианскую религию и делали много других вещей, непонятных черному народу
Ганы.
Португальский король был настолько восхищен богатствами этого края, что назвал этот регион
Африки «Эль Мина», что означает «мой». Так и был наименован устроенный на острове форт.
Конечно, в эпоху колониального захвата главным товаром были живые люди. В ожидании корабля товар «хранился» в подземельях форта. Верхние этажи крепости занимали солдаты, купцы, члены совета, бухгалтерия, врач и священник. Черные слуги этих господ жили снаружи – прямо на улице. Внутрь здания, помимо слуг, допускались еще и чернокожие торговцы. Среди торговцев встречались довольно состоятельные люди. Один такой новоиспеченный предприниматель, торгующий в
Кэйп-Кост золотом и чернокожими рабами, за три месяца сколотил приличное состояние, на которое сумел купить поместье в окрестностях Лондона.
Стоит ли говорить, что условия содержания рабов были настолько невыносимы, что многие не выдерживали и погибали… Все дело в том, что люди негроидной расы очень крепки, и если бы европейцы позволили им жить в нормальных условиях, невольники подняли бы бунт. Поэтому работорговцем было проще жертвовать частью прибыли ради собственного спокойствия. Белые люди делали всё, чтобы лишить узников мужества. Зачинщиков любых беспорядков отправляли прямиком в камеру смертников. Там несчастный бунтарь долго и мучительно умирал голодной смертью. После смерти тело человека бросили живым узникам, как пример того, что будет в случае неповиновения. Если же в камере смертников находилось несколько узников, то трупы не выносили: запах разложения приводил к скорейшей смерти ещё оставшихся в живых людей.
Жизнь рабынь была еще ужасней. По три месяца они жили в заточении, дожидаясь корабль. Даже в камере женщина продолжает оставаться женщиной. И раз в месяц минимум у четырех сотен невольниц случались критические дни. Поэтому пол в казематах был, мягко говоря, не очень чистым. Измученные и голодные пленницы порой не доползали до лохани и испражнялись на пол, где потом и спали. Здесь никогда не выветривался скверный запах. Воздух из подвала выходил на верхние этажи форта, где хранились амуниции и боеприпасы, которые «благоухали» далеко не тем, чем им положено. Нередко ядовитые вещества, хранимые на верхних этажах, протекали в камеры узников. В мрачном подземелье выживал только один из трех человек. Было подсчитано, что за все время колониального периода из Африки было увезено не более 20 млн. человек. Получается, что в подземельях погибли более 40 млн. африканцев.
Западную Африку прозвали могилой белого человека. В среднем европеец мог прожить здесь не более пяти лет. Лишь немногим удавалось протянуть в Африке двадцать лет. Европейцы никогда не брали с собой жен, дочерей и сестер. На этом континенте всегда гуляла либо лихорадка, либо чума, либо малярия. Но солдатам и офицерам необходимы были женщины. И их отыскивали… среди рабынь. Отношения между африканками и европейцами были самыми, что называется, плотскими. Преимущество в выборе имел только губернатор. Для определения жертвы всех узниц замка выводили во двор. Губернатор стоял наверху, внимательно осматривая каждую пленницу. Выбранную рабыню мыли, отправляли в спальню к губернатору, после изнасилования женщину возвращали в камеру. И если ко времени прихода корабля рабыня оказывалась в положении, её «милостиво» освобождали. За границами форта для беременных женщин стояли жилища.
Голландцы вели себя несколько либеральнее. Некоторые купцы, офицеры, даже губернаторы брали выбранных рабынь в жены и жили с ними до кончины. В городах европейцы возводили каменные дома, где и проживали со своими женами. Женщины растили детей-мулатов, названных христианскими именами. Но таких счастливых было немного. Основная часть узниц томилась в подвалах форта.
Когда приходил корабль пленных выводили в помещение, называемое «
комнатой без возврата». Корабль, везущий пленных, подходил прямо к берегу. В то время океан плескался у самых стен форта. В стоящий в форту на рейде корабль заводили пленных, закованных в кандалы. Влажными от слез глазами африканцы глядели на родные берега… Через «комнату без возврата» прошли семь миллионов ганских рабов.
После запрещения работорговли, содержать форты португальцам, датчанам и голландцам стало накладно, и они продали их Британии.
Сейчас многие склоняются к тому, что проблемы современной
Африки основываются на прошлом этого континента, на работорговле – людей вывозили целыми деревнями, брошенные земли приходили в запустение…
Своим настоящим благосостоянием
Америка, и вся
Европа в целом, во многом обязаны чернокожим рабам из Ганы. А современные жители этого района Африки мечтают получить образование и уехать в один из «цивилизованных» городов
Нового Света, к потомкам тех, кого много лет назад увозили в кандалах.
Chakra
Jana
Антон Смирнов
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.