Тот тяжёлый, полный впечатлений день позади, мы расслабляемся на пляже несколько дней, а потом снова садимся в нашу маленькую машинку и едем в Тарудант — один из имперских городов Марокко. Дорога лёгкая — всего-то 75 км практически прямого пути. Но перед нами стоит важнейшая задача — увидеть коз, лазающих по деревьям — главный марокканский аттракцион для туристов. Путеводители говорят, что по дороге в Тарудант шансы лицезреть сие зрелище особенно высоки. Наконец удача улыбается нам, и, оставив машину на обочине, мы по жёлтой сухой траве, хрустящей под ногами, подходим к стаду коз с пастухом во главе. Кругом растут аргании или аргановые деревья (эндемичные растения, т.е. не встречающиеся больше нигде), очень ценные маслом, которое производят из плодов, и множеством других продуктов, например, косметических. Пастух, поняв наше естественное для туристов желание, начинает загонять коз на деревья. На копытцах у коз коготки, ими они удивительно ловко цепляются и карабкаются прямо по отвесным стволам. И вот как это выглядит.
Кудрявая голова козочки тянется к круглому плоду, похожему на маленькую хурму, в жёсткой траве трещат кузнечики, редко проносятся по шоссе машины. Отблагодарив пастуха парой дирхамов за предоставленный спектакль, возвращаемся в машину и едем дальше. В Таруданте обедаем в красивом отеле, стилизованном под крепость или замок с очаровательным внутренним двориком, бассейном с черепашками и банановыми зарослями.
После обеда идём осматривать город. Крепостная стена опоясывает исторический центр, где улочки похожи своей шириной на квартирные коридоры, но по ним всё равно ухитряются гонять на скутерах.
Сегодняшний день был лёгким, и в 5 мы уже в отеле. Так и задумывалось, ведь завтра мы запланировали 300-километровый марш-бросок на восток, в глубь страны, в её сердце — легендарный Марракеш.
Итак, в 9 утра мы уже в пути, выезжаем на платный хайвей — шоссе среди гор гладко, как масло, мы летим на 150-160 км/ч и не замечаем этого. Изредка начинает клубиться туман, но в основном солнце сияет на умытом небе.
Но снова нас ловят полицейские с радаром — на магистрали 120 км — разрешённая скорость, а нас фиксируют на 138. Мило поболтать уже не удаётся, тут вам не захолустье вроде Сиди-Ифни. Поэтому, прощайте, 400 дирхам, и привет тебе, чопорная скорость 117-119 км/ч.
Марракеш встречает шумом большого города — улицы, люди, машины. Паркуемся на стоянке у мечети Кутубия — самой известной в Марракеше.
По легенде, одна из жён тогдашнего султана совершила смертный грех — выпила стакан воды днём во время Рамадана, когда есть и пить можно лишь после захода солнца. Глубоко раскаиваясь и стараясь искупить вину, она пожертвовала все свои украшения на украшение Кутубии. Поэтому считается, что 3 шарика на вершине из чистого золота, хотя это всего лишь позолоченная медь. Но сей прозаичный факт ничуть не умаляет красоты и величественности этой изящной постройки, которую видно с любого конца города, что служит отличным ориентиром. Для меня же Марракеш особо дорог тем фактом, что здесь, в отеле «Мамуния» (где, кстати, останавливались все знаменитости от Черчилля до Марлен Дитрих)жила и вся съёмочная группа фильма «Александр» Оливера Стоуна (2004 год, США), включая моих любимых актёров.
После осмотра «Мамунии» отправляемся в сердце города — на знаменитейшую огромную площадь Джема-аль-Фна, где днём торгуют всякой всячиной, а вечером проходят представления разного рода: глотатели огня, заклинатели змей и предсказатели судьбы показывают, на что они способны. Днём же мы выпили здесь свежевыжатый апельсиновый сок за 16 рублей стакан (!!!), послушали заунывные звуки барабана вроде тамтама и пообедали на террасе кафе под названием «Аргания».
Подкрепившись, отправились на ещё одну достопримечательность города — базар. Вот это я понимаю — настоящий классический восточный базар, прямо как в кино! Здесь вам и торговцы изделиями из меди, и фантастически красивые резные серебряные светильники, и ткани до потолка...
Аромат свежих специй одурманивает, со всех сторон торговцы зазывают к себе в лавочку, тут же вездесущие мотоциклисты едут буквально по ногам, а рядом прямо на земляном полу мастер вытачивает что-то из дерева. Пробродив здесь до 4 часов, вываливаемся нагруженные сувенирами и немного одуревшие.
Едем на поиски сада Мажорель, находим и успеваем до закрытия насладиться его тишиной, тенью и таинственностью. Этот чудесный сад был создан некто Мажорелем, после смерти его пришёл в упадок, но Ив-Сен Лоран восстановил его, чем заслужил мемориал самому себе прямо в саду. Сад и впрямь очарователен: множество видов кактусов, алоэ, красула, агавы...
Мягкий вечерний свет ложится на листья, стволы, колючки, цветы… в фонтане плавают золотые рыбки, в зарослях бамбука курлычет горлица, и хочется так идти и идти без конца по уютным плиточным дорожкам в тёмную тихую сень...
Но пора отправляться в обратный путь, и, после такой приятной расслабляющей паузы, мы с сожалением покидаем сей благословенный уголок. Впереди — дорога, сначала под закатным слепящим солнцем. потом — под синим бархатным небом, на котором я сумела разглядеть Большую Медведицу. А тонкий лунный серп вёл нас до самого отеля. По хайвею ехать ночью намного проще, хоть он и не освещён. Тем более, проявив немного смекалки (или наглости?) можно прицепиться за кем-нибудь и ехать в тусклом свете его фар, не боясь набрать приличную скорость.
Потом, в последующие дни, было ещё много приятных мелочей — вкуснейшее мороженое, прогулки, купания… но те 3 дня, когда нашим укрытием стал маленький Ситроен, а мир переливался вокруг всеми цветами радуги, врезались в память намного отчётливее. Из тех дней с нами остались сувениры (кстати, «сувенир» по-французски — «воспоминание»). Это бабуши — традиционные марокканские тапочки-сабо, в которых местные ходят поголовно — мужчины, женщины, дети. И я после возвращения, в последние тёплые дни в Москве, гордо носила на улице эти экзотические «туфли без задников», будто сошедшие со страниц сказки про Маленького Мука.
Теперь при слове «Марокко» я будто вижу перед собой разноцветную картинку, этакую мешанину из океана, закатов, прекрасных городов и необыкновенной природы. И всё это — на фоне весёлого, заливистого смеха.
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.