Современный Китай



Стоит заметить обязательно, что все очень субъективно и вам в Китае может будет тошнить и тянуть домой после первого же дня, проведенного в обществе очень громких людей, постоянно схаркивающих, зевающих с неприкрытым ртом, детишек наваливающих свои дела посреди дороги. Связи между моими картинками и реальностью кому–то может показаться, что и нет, но она есть. Мне тут очень нравится и совсем не по вышеперечисленным причинам.



У меня самая лучшая работа в мире — я веду физкультуру у первого курса местного универа. Попал сюда случайно по–знакомству. Зарабатываю 1000$ в месяц, учителя английского тут зарабатывают столько же. Китай хочет выучить весь английский (даже кино в оригинале) — в этом причина массовости изучения английского, так что практически любой (знает английский и имеет вышку педа или сертификат TESOL) желающий может сюда приехать.

Как некоторые уже знают тут я прилетел не в тот Китай, не в тот, который я себе представлял, я был глуп и таким скорее всего и остался. Кстати о глупости — китайский я так и не выучил после полутора лет здесь.





Тут все гигантских масштабов. Если строить небоскребы то сразу десяток одновременно, если строить дороги, то все сразу и авто и ж/д, в общем тут одна большущая стройка( о ней будет позже).





Впрочем как позднее мне объяснили старшие провинция эта самая развитая в Китае и название ей Джедзян(Zhejiang). Про то, что витает тут в воздухе писать не буду, думаю можно будет догадаться.



Вторая вещь после масштабов Китая которая поражает в нем — это движение на дорогах. Во–первых, тут в Шаосине (Shaoxing) нет машин старше приблизительно 2005 года, кроме таксистов. Я, ясное дело, могу ошибаться в точных датах, говоря проще, кажется что все кто ездит на машинах, ездят на новых.





Во–вторых, 95% всех мопедов и мотоциклов на электро–двигателях, бензиновые тут запрещены в центральной части города. Но тишиной на дороге не насладишься, потому что все у кого есть чем сигналить или звенеть, делают это постоянно — поэтому стоит непрекращающееся пипикание. Но что самое интересное — это не способ выражения эмоций, а просто заявление о себе “Я тут — я еду”. Сигналит не недовольный, а тот кто презюмируется виновным, т.е. “урод который едет как хочет”. И касательно эмоций — водители настолько спокойные, что просто сложно поверить в такое. Тут норма переход или разворот где захочется — и никто не вылезет из машины и не будет ругаться и самое смешное — в таких ситуациях не сигналят. И причем все это делается не спеша.









Дороги тут замечательные с отдельной полосой для мопедов и велосипедов. И еще тут самая дешевая стоимость строительства километра скольки–то–полоски в мире, от чего дороги не только не страдают а даже цветут местами роскошными клумбами на автобанах.



Следующая степень приближения это мой универ — Zhejiang Yuexiu University Of Foreign Languages — так называется университет в котором я работаю, он частный и спонсируется местной фармацевтической компанией. Находится он на окраине города между промышленным районом и прекрасными горами.





Живу на территории кампуса. Школа предоставляет либо комнату без кухни, либо квартиру 3 комнатную, но с соседом. Мой сосед барышня с Ямайки. Выбор пал на квартиру по двум причинам — сказочный вид из окна на горы с монастырем наверхушке и наличем кухни, которая значительно облегчает мне тут процесс приема пищи — я не кушаю мяско и рыбку, а китайцы очень даже этим занимаются, по–этому возможность пастись по местным ресторанам мне серьезно ограничена. Особо любопытный читатель может поинтересоваться “может я еще и не употребляю?”. Единственной интоксикацией которую я продолжаю употреблять является местный воздух.





С кампуса можно жить никуда не выходить при желании или наоборот при нежелании: речка, куча парков, магазины, парикмахерские, стадионы, автошкола, столовые, фастфуды всякие. Но выходить есть куда — в горы, которые здесь рядышком. Они известнее чем сам город потому что на одной из вершин находится могила первого имератора Китая — Да Ю Великого. А на соседней горе находится каскад из буддистских монастырей — о горах напишу позже. Едиственное что не радует так это то, что гор этих зачастую не видно из–за смога. Теперь у меня своя интерпретация понятия “поднебесной” — из–за смога неба не видно, а все что видно так это серая масса нависшая над головой и именуемая смогом. А так — жить можно.



Моя первая попытка подняться на гору, что находится в 5 минутах пешком от универа, для того чтобы снять с нее вид города, была в некотором смысле неуспешной — города я так и не увидел из–за тумана, зато полазил по буддистским монастырям. Это комплекс монастырей у подножия особенный, потому что рядом с ними могила их первого императора.







Не погружаясь глубоко в тему религии, можно легко наблюдать сходство во внешних обрядах — церемонии поклонения. Вместо свечей у них сандаловые палочки (иногда палочки по размеру как бревна). Вместо распятия — огромезная статуя. Вместо колоколов — большие медные чаны. В общем, я в очередной раз убедился в том, что все религии в корне своем исходят из одного источника.







Радовало обилие желто–оранжевого цвета и веселые монахи в одеждах такого же цвета.



Как я уже говорил, в первый мой подъем увидеть город мне не удалось, зато в этот раз я увидел все, что хотел. Высота горы около 360 метров, подниматься спокойным шагом около 50 минут, но я забежал за 20, потому что боялся, что снова придут тучи и заберут вид города.





Город мой Шаосин (Shaoxing) большой по нашим меркам и средненький по китайским по вполне понятным причинам. Население около 5 млн чел. Понятие город тут растяжимо в буквальном смысле — территория города не заканчиваются просто дорожным знаком — город плавно перетекает из одного в другой. Когда едешь по дороге непонятно где закончился один и начался следующий. Они живут тут везде. На фотографиях можно разглядеть универ мой.





Расстояние до центра города равно 10 минутам велике. Недалеко от города в 5 часах езды на автобусе есть горы похожие на те, что были в киноленте “Аватар”, как оказалось позднее там я тоже побываю, но это будет позже.



Помогал я как–то раз крестьянам рис собирать — мне почему то было это очень интересно.



Ох и нелегкая работа это. Грязь по–колено и адски–тяжелые мешки, которые нужно уносить с поля. Местные это делали с такой легкостью, что я решился попробовать, о чем потом пожалел. Собственно работа заключалась в перенесении этих мешков с поля. Всю основную работу по сбору делает китайский рисовый “Волли”.





Еще один забавный момент — рис они сушат прямо тут же возле поля рядом с дороги, вот и раскрылась для меня тайна черных камушков в рисе.





Быть в Китае и не написать о стройке было бы странно, потому что Китай сплошная стройка.



Строят круглые сутки. Знаю, где бы пригодились руки наших юристов и экономистов.





Я уже писал, что небоскребы тут строят сразу дюжинами, а вот обычные дома сразу кварталами. Все, что строится, заворачивается в зеленую сеточку и вместе с красными транспарантами смотрится живописно. Интересно, что заборы, которые окружают стройку делают из камня или кирпича, так же, как и туалеты для строителей — капитально и надолго.



Несмотря на то, что людей тут как известно немало, заселяться народ не торопится из–за неподходящих цен на это жилье.



В конце октября начинается сезон сбора мандаринок. И я побывал на плантациях этих маленьких солнц.



Если бы мне в детстве сказали, что я окажусь в месте где можно есть сколько влезет мандарин, а я съем только 5 штук, я бы не поверил. Что–то мне подсказывает, что так будет со всем и со всеми. Ну да ладно)





Какой же прекрасный запах свеже–сорванной мандаринки! Чем меньше мандарин, тем он вкуснее и соответственно дороже. Забавным и символичным была Великая китайская стена выложенная из пластмассовых мандарин и очертания Китая.





А название выложено из настоящих мандаринок, которые периодически пропадают таинственным образом оттуда. Мандаринки в сезон тут стоят 0,4 доллара за килограмм.



Захват мира китайцам удастся конечно без армии, тем не менее может сложится впечатление, что они собираются это осуществить с помощью хрупких женских плеч.





После своих уроков я часто наблюдал за студентами первого курса, которые отрабатывают разные строевые упражнения. На фотографиях один из элементов — стойка смирно 2 часа подряд.





Все делается абсолютно добровольно. На вопрос “зачем” ответ простой — “нам интересно” — военная тематика популярна — по телеку идет пара сериалов про военных. Занятия на военной кафедре длятся один год. Хочется верить, что такое количество барышень в стройных рядах продиктовано только лишь спецификой этого университета (лингвистика).



Снег тут редкость — может раз в 5 лет выпадать, а разговора о том чтобы долежать до обеда вообще нету. Деревья тут какие–то красивые и зеленые круглый год и это не елки. В Украину бы их — радостнее было бы, думаю. О, как прекрасна зима в Шаосине без грязи.





Вообще тут погода смещена как–то. Вот в конце декабря такое ощущение, что начало ноября, а когда приехал(октябрь) чувствовалось как–будто конец августа. Таким вот хитрым способом можно путешествовать. Если нравится сентябрь, то можно за ним гонятся по всему свету. Жить всегда в сентябре или мае! Это мой дом. Дом холодный, как впрочем и все дома в этой местности — центрального отопления тут нет.



На работах и в домах все одетые ходят. Я на четвертом этаже живу — и вид как раз на первую фотографию. Солнышко правда с опозданием появляется, пока выкатится из–за горы.



Кухня в Китае очень разнообразна и занимает очень важное место в их культуре. Я понимаю, что в каждой культуре так, но тут по–особенному. Они могут есть все! На мой вопрос о том едят ли они детишек человеческих не получил четкого ответа, так что для меня вопрос открыт.



Мясо тут главный продукт после риса, конечно, и по–этому быть вегетарианцем в Китае сложно. И дело даже не в языковом барьере при объяснение моих гастрономических причуд. Даже если мой знакомый китаец объясняет в ресторане, что я не ем мясо, они все равно принесут с мясом. Причин несколько: 1. понимание того, что немного мяса, значит без мяса совсем, 2. без мяса невкусно.



В этой провинции принято кушать птицу с головой и лапами, причем она вся целиком жарится или варится. Куриные лапы тут вместо семечек. Всем приятного.

Недавно освоил профессию учителя начальных классов. Пытался учить их английскому, если так можно сказать, но скорее был просто нянькой. Это были безумные первый и второй классы. К счастью это длилось только месяц. Много интересного там.







Каждый урок в первом классе начинается с 10 минутной зарядки для глаз, делают ее единицы, остальные делаю вид, потираю то подбородок, то лоб.



Классы раздолбаны детишками, но оборудованы хорошо — в каждом есть проектор и стол с компом и всякими примочками к нему. Для них я Джэк — они постоянно повторяют это имя, прощаясь и здороваясь без разбору, к месту и не к месту.



Школа удивила меня еще одним моментом, а именно обедами у первоклашек. Удивила не едой, а действием, которое предшествует этому. Едят они прямо в классах, но перед этим происходит странный для меня процесс доставки еды. Готовят все где–то, а потом прикатывают на трех–колесном велосипеде.





Так вот эти кастрюли достаточно тяжелые, тем более для детей… А на обед классика — рис и мяско.



Это было первое, что я увидел в школе и меня это очень поразило. Каждое день на большом перерыве, за час до обеда вся школа выходит на стадион для того чтобы размяться.





Все действо происходит под бодрую музыку, которую я слышал в старых советских фильмах о комсомольцах. На подиуме одна или две девочки показывает движения, которые все повторяют.



Такая зарядка длится около 20 минут. И когда больше тысячи детей прыгают на скакалках становится страшно.

  • 20 марта 2014, 08:57
  • Grog
+
0
Шанхай большущий очень. Спасибо за архитектуру французам — главная набережная — Банд, говорят похожа местами на Нью–Йорк. Приятно гулять в Китае по американским улицам, которые построили французы. Ходишь и не можешь понять где ты.







В Китае везде строят небоскребы, что уж говорить про Шанхай, на противоположной стороне Банда огромные стекло–бетонные джунгли.





И конечно самое интересное в трущобах. Там бабушки на тренажерах, огромные клубки проводов, на которых весит белье, рыба и конечно курочки с головами.





avatar

Grog

  • 20 марта 2014, 09:00
+
0
И еще по поводу работы. Тут никто конечно не скажет, тебе в глаза, что ты негр или индус, но платить будут меньше.
В Китае есть такое понятие «работа лицом» — приглашают белого и платят только за то, что он там этим свои лицом торгует. Встретил недавно пару из Македонии — они 3 месяца работали в ночном клубе по 4 часа в день с 21.00 до 1.00. Получали по 1000$+ чаевые. Работа заключалась в том чтобы бухать с vip–клиентами и играть в местные настольные игры.
avatar

Grog

  • 20 марта 2014, 09:02
+
0
Grog, а кто автор статьи? можно ссылку на источник?
avatar

Яша Пекарский

  • 14 апреля 2014, 16:33
+
0
Замечательная статья!!!
Всегда интересно как живут соотечественники в других странах. Особенно любопытно было узнать как проходит бытовая жизнь в такой сверхдержаве как Китай.
Спасибо вам статью.
+
0
Про менталитет, рассказывал очень серьёзный китайский аспирант, Патрик (бывает такое), он вообще слов на ветер не бросает.

Когда только начиналось при Мао, руководство страны было всё такое романтичное. Большой скачок, сталеварные печи в каждой деревне, пролетарская культура, деньги ничто — в общем, копирка нашей совдепии во многом. Ну и достаточно быстро пришли к такому упадку, что дальше так жить нельзя.

А китайцы — народ мудрый и здравомыслящий. Они рассудили, что не надо в крайности бросаться. И если они хотят, чтобы страна процветала, чтобы был хороший коммунизм, то надо сперва иметь сильную экономику, а потом уже всё остальное.

Я спросил Патрика: а во что люди верят? У вас действительно тотальный атеизм? И он сказал, что давным–давно (а для китайцев, в отличие от философов–русских, 70–е — это уже седая древность, почти как для нас Древний Рим), действительно был широко распространён идейный коммунизм и культ государства. Сейчас в Китае есть только один бог — деньги. В китайском сознании есть такая мечта: собрать внутри страны вообще все деньги, которые есть на свете. И всё в китайском обществе вертится вокруг этого — повторяю, это слова аспиранта–физика.

То есть, подавляющему большинству китайцев вообще всё едино: Штаты, Европа, Африка, Россия, — вот только Японию они искренне ненавидят, — социализм, капитализм, национализм, опера, балет, голливуд, анимэ — всё это на одно лицо, всё туфта. Национальная идея — деньги, деньги, деньги и ещё раз деньги. Вот такое мнение я услышал. У других китайцев, которых в институте полно, никакого мнения не услышишь, им всё равно.

Играл с ними в футбол — пятнадцать китайцев студентов, аспирантов и постдоков и один я белый русский. По ощущениям — обычные дворовые пацаны. Типичная мимика, типичные тёрки, даже играют точно так же. Но полностью отсутствует грубая агрессия — только один любил в нападении по ногам бить. Представьте себе разговор о России со старым добрым дворовым пацаном (не путинским, который спец по геополитике, истории и культуре, а ельцинским, которому всё до фонаря) — да он просто поржёт над этим, в лучшем случае напряжёт всю голову и выдаст что–нибудь в духе «ну а чо, батя устроился вроде».

И вот что я думаю, вспоминая семь лет в китайской гимназии, немного следя за одноклассниками оттуда, связанными так или иначе с Китаем, общаясь и наблюдая за нашими институтскими китайцами: в Китае идёт движуха. На одно поколение приходится рост из деревенской дикости и нищеты до западных стандартов жизни, формируется огромный слой учёных, инженеров и других специалистов. Их ждут огромные культурные проблемы, когда цена человеческой жизни и личности возрастёт. И совершенно непредсказуемо, во что это выльется.
avatar

Андрей

  • 31 июля 2014, 13:05
+
0
Я прожил в Шанхае полгода всего, язык выучил на уровне «дайте пачку сигарет», «где тут девочки» и «занесите мое тело домой, я не могу подняться», но это все равно было катастрофически круто. Очень жаль, что не получилось освоить в каком–то более приемлемом виде.

Я заметил, что Азия вообще привлекает молодые умы. Очаровывает. Как говорят китайцы, бывает человек–банан (желтый снаружи, но белый внутри), а бывает человек–яйцо (наоборот).

Они очень, очень практичные ребята. Вот вообще во всем. Все очень конкретно, буквально и утилитарно. Как–то сразу вспоминаешь законы физики и, особенно, детство и времена, когда ты, собссно, эти законы физики познавал:) Отдельным анекдотом было, как я с нулевым знанием языка искал такой тросик, которым чистят забившийся туалет с таким коловоротом на конце, чтобы крутить. Вот вы знаете, как он на русском называется? И я нет. А тут Китай. Ничего, с помощью жестов и такой–то матери нашел.

И да, первое время офигеваешь от некоей беспардонности их, что ли. А потом забиваешь, сам начинаешь расталкивать очередь, ломиться вперед, отталкивать кого–то на входе в метро, и никто не парится, там это нормально:)

Движение — да. После полугода в Шанхае я почти 2 года боялся ездить пассажиром в машине. За рулем — не вопрос. А пассажиром — трясло. Пару раз попадали в мелкие аварии на такси.

Но к разговору о террористах из XinJiang — уйгурские рестораны — это очень вкусно. Это почти узбечки с мантами, шашлыком, вот этим всем:) Щяобао — это тоже круто, конечно, но манты с бараниной — это только уйгуры, да.

Про строительство — да, ДА, и еще раз ДА! По соседству дом высотой в 20 этажей построили за 3 месяца (Beijing Xi Lu в ШХ). Напор воды (вечная проблема в России) на 15м этаже из 37, где я снимал квартиру, сбивал меня с ног.
avatar

Андрей

  • 2 августа 2014, 11:56
+
0
Автомобили китайцы обожают. Импортные авто стоят в 2 раза дороже чем у нас, но при этом продаются в нереальных количествах.
Верх шика и успеха — это висящий на поясе ключ от дорогой иномарки ( желательно немецкой ), который должен быть виден всем.

В одном из захолустий севера я наблюдал картину — новехонький Бентли Флаинг Спур ( цена около 12–15 млн рублей в Китае ), ужас вызвало кресло водителя: обитое дорогущей кожей оно было обтянуто дешевым китайским массажером из пластиковых пластин. Такие были одно время популярны у нас в 90–х годах.

Еще бОльшая часть китайцев, при покупке автомобиля считают своим прямым долгом оставить техническую пленку на всех деталях автомобиля. Эту пленку клеят на экраны климат — контроля например, или на пороги на заводе, дабы не повредить при транспортировке.
И вот, уже полугодовалый автомобиль, побитый снаружи и грязный внутри, блещет новизной полиэтиленовых наклеек, показывая как бы, что он как с конвейера.

Так же многие китайские водители принципиально ездят только с внутренней циркуляцией воздуха, дико мучаясь при этом от запотевающих окон. Но одна мысль о том, что ты выдрал для себя свою отдельную, ЛИЧНУЮ атмосферу перекрывает все неудобства.

Еще многие считают, что если включить 5–ю скорость на 40 км/ч, то это дико экономит бензин. Машина при этом издает глухие стоны и мольбу о меньшем передаточном числе, но китайцы непреклонны — экономия — это святое.

avatar

Андрей

  • 2 августа 2014, 12:00
+
0
В больших городах люди выглядят, как и у нас. Ну сам посуди — такие–же, как ты и я, «дети каменных джунглей». Которые в городе родились и в городе же всю жизнь живут. Только по глазам и отличить.



Жиробасов, кстати, мало встречал. Но тут надо понимать, что у китайцев анатомия чуть другая. Ноги короткие, а туловище нормальное. Особенно по их бабам заметно — толстая жопа, короткие ножки, и туловище разной степени жирности. У мужиков та же картина.

Китаянки с фигурой европейского типа встречаются редко. Китайцы — чаще. Встречаются конкретные амбалы метра под два ростом. (Речь идет о северном Китае, если чо)

Курят многие. Везде. Окурки, не стремаясь, мечут прям под ноги. Я всегда напрягался — несу окурок до урны, а рядом китаец кинул прям на тротуар, да еще и харкнул.

Чтоб на улицах прям из горда пили — такого не видел. Но тут надо иметь ввиду — у них там полно всяких маленьких заведений, которые выставляют столы прям на тротуар. То есть, нет смысла пить из горла на ходу, когда можно культурно сесть за столик, да еще и закуски недорогой тут же тебе пожарят.
avatar

Андрей

  • 19 августа 2014, 20:27
+
0
avatar

Андрей

  • 19 августа 2014, 20:28
+
0
Китайская городская среда
Сразу скажу, Китаю очень далеко до Европы в плане благоустроенности даже в больших городах. Все–таки это дикая Азия, как ни крути.

Насколько продуманы китайские города для пешеходов?

Ну, смотря что считать продуманностью. Ни для кого не секрет, что в Китае одни из самых лучших дорог в мире. Улицы городов сделаны тоже довольно неплохо. Даже в самой глухой провинции есть тротуары, какая–то растительность на улицах (не очень много), бордюры, ливневка, т.е. не Омск. Ливневка хорошая и есть везде вообще. Луж особо не замечено, хотя бывают, конечно.

Обычная крупная улица выглядит как–то вот так:



Ну, и сразу можно заметить реально дико бесящую фигню: заборчики. В китае очень любят заборчики, ими огораживают все дороги так, что не перебежишь. Плюс, в городах огромная куча надземных и подземных переходов, что тоже немало напрягает.

Все–таки, в моем понимании город — это место для людей, а не машин. Автомобильных дорог в нормальном городе должно быть минимум. Но это мое мнение, и только.

Про скверы и парки я уже писал. Это, пожалуй, единственная бесспорно хорошая вещь в стране. Даже обычные дворы в Китае выглядят хорошо. Примерно так:



Ну это, конечно, полутрущобы, но довольно чистенько и опрятно, хотя с более современными кондо не сравнить, да и машин во дворе куча, что сейчас запрещено почти везде. Дома без подземного паркинга с отдельным въездом строить больше нельзя. Хоть какая–то цивилизация дошла.

Пешеходных улиц навалом, набережных тоже. Китайцы очень любят украшать свои города и довольно грамотно относятся к общественному пространству. Если не подходить к большим дорогам, то город выглядит почти, как нормальный. А еще в Китае очень много забавных статуй.







Уличные кафе в Китае бывают двух типов. Вот такие дикие:



И более похожие на привычные нам летники:



Дело в том, что у китайцев на улице традиционно едят бедняки, а богатые лаобани кушают в отдельных кабинетах за закрытыми дверьми. Поэтому приличные уличные кафе европейского типа можно встретить только в центрах городов.

Навигационные карты встречаются довольно часто. Фоток не нашел, но это обычные карты, как везде. В крупных городах — на двух языках. Типа таких:



Съезды, пандусы, занижения бордюров, само собой, есть везде, где это нужно — перед всеми подъездами и переходами. В Китае довольно много людей в инвалидных креслах (живут долго), а потому с инфраструктурой для инвалидов все более–менее на уровне нормальных городов. Все–таки Китай довольно урбанизированная страна, хоть еще и не очень развитая. Лифты для колясок в переходах встречаются часто, но еще не везде. Во всех метро лифты на каждой станции.



В целом, уличная инфраструктура неплохая, хоть и страдает от обилия автомобильных дорог. Слишком часто приходится что–то обходить, куда–то подниматься и спускаться. Навигация неплохая. На каждом перекрестке стоит столб с названием улицы на двух языках, указанием сторон света и номерами домов в начале и конце квартала. Даже в деревнях.



Автомобильные знаки тоже вполне человеческие. В том числе, много удобных указателей с количеством свободных мест на подземных паркингах.



Народу в Китае не так–то много на улицах. Города построены достаточно грамотно, хотя есть места, где людей просто дофига.

Но, вообще–то, самый густонаселенный город Китая — Шанхай — имеет плотность населения 3809 чел./км² при 25 миллионах населения. Для сравнения: Москва — 4823 чел./км², Питер — 3566.33 чел./км².

А вот САРы населены намного гуще, конечно.
avatar

Андрей

  • 19 августа 2014, 20:39
комментарий был удален

+
0
Интересная статья о Китае, спасибо. Хорошая подборка фото
avatar

Современный Китай

  • 12 октября 2014, 12:58
+
0
Познавательно.
avatar

Наталия Грабилова

  • 30 мая 2015, 16:25
+
0
!!!
avatar

Алла Рагозина

  • 3 марта 2016, 19:50
+
0
Когда переходишь дорогу по зебре, а на тебя надвигаются машины и сигналят, мол посторонись — к этому невозможно привыкнуть европейцу. Хотя, когда видят европейца, частенько пропускают.
avatar

Алексей Прыгов

  • 28 июня 2016, 16:39

Оставить комментарий

Необходимо войти на сайт через
Вконтакте или Facebook.