Заранее скажу ничего пугающего там не видел. Нужно просто соблюдать некоторые местные правила и никто ничего плохого не сделает. Наоборот, к русским местное население относится очень хорошо. Мне приглашали в гости, угощали едой, оставляли на ночлег. Фраза: «Оу, руссии–и–и! Москва–а–а! Пути–и–ин! Калашникоф!» преследовала меня всю дорогу.
В Иране всё как у нас, но есть эти маленькие отличия. Например ослов там кормят футбольными мячами.
Пляжы разделены, мужчины купаются в плавках, делов не знают. Женщинам вход на мужской пляж запрещён, хотя они без проблем шатаются рядом с номинальным забором. Мужской пляж находится прямо в черте города.
Женский пляж находится на приличном удалении, километра три за город, девушек на входе обыскивают, чтобы никаких фотоаппаратов, телефонов с камерами и т.п., это нельзя с собой брать.
специально обученный мальчик с пневматикой. Его работа заключается в отстреле голубей и ворон, которые срут на близлежащую мечеть.
зато не нарушает архитектурный ансамбль
Уникальное переднеприводное транспортное средство, увиденное в Тегеране.
Вывеска хлебного магазина для тех, кто не умеет читать.
Персы не ставят памятников погибшим на войне. Вместо этого в городах висят вот такие плакаты. Фото, рисованные портреты. На банерах, на бумаге, на стенах домов, на столбах, на деревьях. В каждом городе.
Вот эта стрелка на потолке гостиницы указывает на Мекку (молиться нужно в сторону Мекки)
Их отношение к США. Эта картина нарисована во всю высоту здания
Очень интересная мозаика на стене. Справа мы видим несомненно Василия Ивановича Чапаева в окружении верных друзей: Петьки и Фурманова. А выше и левее какие–то чуваки привязали кого–то к стволу пушки и теперь стреляют по крепости.
Мы все думаем, что у них бензин копеечный, реально же он в Тегеране стоит около 1 USD за литр, причём в месяц по этой цене можно купить порядка 30 литров, сверх нормы — стоимость за литр около 4 USD. Как объяснили местные — таким образом государство хочет добиться уменьшения количества машин в городе, как это получается — не знаю, но машин в городе очень много, особенно учитывая то, что дороги довольно узкие и ездят все как сумасшедшие — кто вперёд посигналил, кто понаглее — тот и проехал.
Исламская революция имела место быть в 1979 году, сейчас общество почти созрело до того, чтобы откатиться, у власти меньшинство, поддерживающее сегодняшний строй, большинство (около 70–80: хочет развиваться по европейскому пути. Все новости про резню в Тегеране и т.п. — это, собственно, столкновения и пальба между правительством и оппозицией, за пару дней до нашего приезда в декабре полицейские реально расстреляли демонстрацию.
Алкоголь можно найти, но он дорогой. Примерно 15 долларов за бутылку пива, по поводу ценника на всякий вискарь и вино не скажу.
Жизнь дешевая. Гостиницы от 5 (общага с душем и туалетом в конце коридора) до 30(кондиционер, телевизор, душ/туалет, завтрак, англоговорящий персонал) долларов. Автобус: ~8—10 долларов (комформатбельный двухэтажный вольво с завтраком и телевизором), поесть в местной забегаловке мне обходилось доллара в 3 за огромную порцию кебаба с гарниром и газировкой.
В магазинах и на рынках у меня доллары брать отказывались, видать вид доверия не внушал. Но в крупных городах валюту можно обменять свободно в банках (лучше курс, но больше бюрократии) или обменных пунктах (хуже курс, но быстрее). Не советую обращаться к уличным менялам: в последний момент тебе не дадут часть суммы под видом комиссии. Вообще местная денежная система с непривычки кажется довольно запутанной: на иранских купюрах много нулей, поэтому ленивые персы в риалах не считают (кроме гос учреждений).
Они считают в туманах, тумани, хизорах и долях хизоров (например 1 туман=10 риалов). Естественно, ценники в магазинах указаны в тех единицах, в каких считает продавец и говорит он тебе цену в том, в чем ему удобно. Я не буду утверждать что обманывают все и всех — такого не замечал, но, возможно, продавцу именно сегодня и именно тебе захочется продать именно этот товар чуть–чуть по–дороже. По этому желательно выучить местную денежную систему и средние цены на базовые товары (банка пива = 1 хизор = 10 000 риалов ).
Насчет ресторанов и кафе: много маленьких забегаловок — пицерий и кебабных — где можно не дорого и плотно перекусить. Большие рестораны видел, но не заходил. При хороших гостиницах всегда есть кафешка или ресторан. На улицах постоянно продаются сладости, фрукты, различные соки и газировки, которые персы пьют в огромных количествах. Кофе персы пьют мало, поэтому найти хорошую кофейню или просто нормальных кофе не просто.
Ценами на жилье не интересовался. Еще один момент. В городах много парков. В парках есть специальные площадки, где можно поставить палатку и эцелоп не имеет право тебя бить за это. И последнее: в крупных городах очень мало общественных туалетов, рекомендуется выучить их местоположение, чтобы не случилось конфуза.
С фотографированием у меня была всего одна проблема. В Ширазе был какой–то съезд муфтиев. Площадь перед главной мечетью была оцеплена полицией и солдатами в белых шарфах и перчатках, которые дружно отдавали честь большим черным машинам с благообразными, бородатыми старцами. Только я потянулся за фотоаппаратом, как на крыше соседнего дома появилась пара черных, здоровых дядек в бородах, разгрузках, с пулеметом и снайперской винтовкой. Пулеметчик очень убедительно погрозил мне пальцем (чувак со снайперкой держал меня на прицеле) и я, как умный мальчик поспешил удалиться. Больше проблем не было.
Полторы недели с учетом перелетов, проживания, питания, сувениров… ну в общем всего–всего от момента прибытия в аэропорт Шереметьево до момента выхода из него обошлись в 34 000 руб. Я путешествую всегда дикарем. Получается дешевле и интереснее, если готов стойко переносить периодически возникающие тяготы и лишения. По поводу местного населения я писал выше, но немного повторюсь: персы, в большинстве, дружелюбные, к русским относятся хорошо. Политика простых людей волнует в такой же степени как и нас с вами. Насчет «в какую сторону»… сложный вопрос. Смотря что интересует. На мой взгляд Иран очень разнообразен: дайвинг, альпинизм, горные лыжи, старина, спелеология, пляжный отдых и т.д. — все это можно найти в разных местах страны. На футболе не был. Смотрел по телевизору арабскую лигу. Уныло.
Проблемы с языком иногда были, но все решаемо. Местные в большинстве, знают английский на школьном уровне, но в крупных городах всегда можно найти людей, которые говорят хорошо. В хороших гостиницах есть люди, говорящие на английском. Много англоговорящих попадается среди таксистов, банковских служащих, работников крупных автовокзалов. В Варамине за мной увязался старенький дед — маленький, черный и сморщеный, как чернослив. Услышав, что я из России он просиял и выдал на всю улицу: «О, Русси! Я говорить Русси! Руський хорошо блять пиздец!» Из чего я понял что в Иране проблем с пониманием у меня не будет. На всякий случай, я выучил десяток самых полезных слов на фарси, что меня не раз выручало.
Передвигался по стране я автобусами и попутками (не стопом, я платил). Автобусное сообщение очень хорошо развито. В автобусах хороших компаний кормят горячим, дают соки, газировки, подушечку поспать. Билеты стоят достаточно дешево. Ну а с машинами — как договоришься.
Да во всех смыслах! И в положительном, и в отрицательном плане Иран просто непередаваемая страна. Толпа добрейших, открытейших людей живущих по уши в дерьме. При этом страна очень не бедная.
Вот простой пример который иллюстрирует Иран. Для меня вся суть Ирана в этом примере:
Отель, в котором я жил, до революции назывался Майами. Так вот, в номере, на кране раковины HOT означает холодную воду, а COLD — горячую. И весь прикол в том, что за сорок, да, блин, за сорок лет республики НИКТО не озаботился и не поменял крышки, хотя это секундное дело. И такой пофигизм — во всем. Во всем, решительно.
В том как эти попугаи ездят, как относятся к своей старине, как работают, как приезжают на встречи — во всем. В первый день это бесит, потом это проходит, потом это начинает нравиться.
Короче, Иран — страна контрастов. Правда, это не та страна в которую хочется поехать в отпуск.
Да нет, Штаты в Иран еще не сувались, ничего тут не разбомблено. Страна большая, развитая, красивая. Развязки кругом, стеклянные здания, все дела.
Культура, так скажем, не ахти. Все–таки в городе 14 млн населения, и большая часть — выходцы из деревень. При этом выходцы вот, совсем не давно. Страна победившего мамбетизма, в общем.
Английский — редкость. Хотя, я несколько раз был остановлен местными студентками на предмет поговорить. К иностранцам, вообще, активно цепляются. Как у нас в советское время. Стою, голосую, останавливается машина и чел говорит куда тебя отвезти, скажи, отвезу, брат. Каждый встречный — друг навечно, пишет свой телефон, просит писать. Какие деньги?! Обижаются когда пытаюсь расплатиться.
Старики часто почему–то со мной здороваются. Обязательно кивнут и «халлооо».
Грязь кругом и плазменные телевизоры. Хотя нет, кругом не только грязь и плазменные телеки, но еще портреты Хомейни, Хаменеи и еще десятка бородачей.
С баблом местным — полный бардак, как и со всем остальным в Иране. тут надо показывать: чешим левое ухо правой рукой. В общем, есть иранские реалы, по 10000 к баксу. Есть еще тумены, по 1000 к баксу. А еще есть чеки, 1000000 к баксу. Цены в меню или еще где могут писать в любой из этих валют. Хрен разберешься, потому вечно обманывают. Хотя, местная жизнь настолько дешевая, что я не парился: открывал на ладони пачку денег, мол, возьмите сколько нужно.
Бавария и Туборг на каждом углу продаются. Правда, большая часть с яблочным или персиковым вкусом. Иначе кому оно нужно это безалкогольное пиво.
Каждый четвертый в стране — азер. В Тегеране, говорят, и того больше. Как только это узнал, стало чуть легче, начал говорить на своем ломаном турецком. Некоторые понимают стамбульский диалект.
Когда летел туда, я летел через Грузию и Дубаи, не взял с собой кэша. Ну не беру я никогда ни тиына бумажных денег. А в этот раз, в первый раз в загранице, я почувствовал себя беспомощным — в банкоматах только локальные карты, денег ноль, языка никто не знает. Тихий ужас.
А, не, два евро монеткой в кармане сумки завалялось. Они и спасли. С алкоголем тут строго: застукают с бутылкой — зиндан.
Я в Иран летел после Грузии, пролетом через Дубаи. Ну и на вылете взял жене бутылку Мукузани в дьюти–фри. Бросил в сумку и забыл. :–)
Распаковавшись в иранской гостинице охренел — я через границу протащил контрабандное вино! Ну, не рисковать же снова, пришлось выпить.
Позвал коллег, мы заперлись в номере, достали отвертку, вилку и вскрыли пробку Мукузани.
Говорят, в Иране есть все. Мол, если знать особых драг–дилеров, то они по звонку привозят бухло на дом. Говорят еще, мол, в Тегеране и стриптиз есть. Правда, я не хочу даже представлять как он выглядит.
jaxis
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.