Морская Крепость Императора Петра Великого (официальное название) представляет собой уникальный в мире укрепленный район, созданный на территории от Моонзундского архипеллага до Петрограда (для защиты последнего) в 1913-1917 годах. В то время МКИПВ была оснащена по последнему слову техники: при строительстве активно использовались стальные перекрытия и литой бетон, существовала телефонная и радиосвязь. Электроэергию использовали как для освещения, так и для наведения орудий (электропривод). Газозащита и паровое отопление дополняли этот список.
Основную часть комлекса составляли батареи (например, в Нымме, на Пальяссааре, на о-ве Аэгна), туннельные склады боеприпасов (Астангу), узкоколейные железные дороги с виадуком в Рахумяэ и объектами их технического обеспечения, а также различные административные здания и жилые постройки. Важную часть также составляли линии связи и специальные объекты.
Согласно „Своду памятников русской культуры и истории“ на территории Таллинна на данный момент находится около 40 объектов, так или иначе связанных с МКИПВ. Всех их удобно разделить на две большие группы: морской и сухопутный фронт. В таком случае к морскому фронту будут относится береговые батареи (а также позиции отдельных орудий); и к сухопутному – различные склады (как подземные, так и наземные), укрытия (окопы, потерны), дороги (железные и шоссе), а также разнообразные военные здания и жилые постройки, так или иначе имеющие к МКИПВ отношение.
Наиважнейшей задачей как морского фронта МКИПВ, так и вообще флота являлось не допустить овладения противником Финского залива. Еще по мнению Петра Великого, положение Ревеля было весьма благоприятно для того, чтобы основать здесь новую базу для флота (на тот момент такой базой являлся Кронштадт, со всеми его довольно значительными минусами).
Решение о переносе базы российского флота в Ревель было принято в 1907 году. Через 4 года, в 1911, император Николай Второй утвердил проект Ревель-Поркалаудской линии обороны, а уже через два года после этого ее главным опорным пунктом стала МКИПВ. Почему именно Ревель-Поркалауд? На самом деле, все очень просто. О том, что по этой линии проходит самое узкое место Финского залива, знали еще древние мореплаватели. Таким образом, взяв ее под контроль, можно было не пустить противника на территорию залива. В то время роль противника с равным успехом могла играть как Германия, так и ее возможная союзница – Швеция; и вообще война была очень вероятна – причиной тому служили трения между Антантой и Тройственным союзом.
МКИПВ занимала огромную территорию, от острова Сааремаа вплоть до самого Петербурга. Главными опорными пунктами морского фронта являлись батареи на Аэгна, Суурупи и Найссааре. Жалко только, что к началу ПМВ в 1914 году строительство завершено не было, хоть на него к тому времени уже и было потрачено более восьми с половиной миллионов тогдашних золотых рублей: практически вся волость Харку была покрыта узкоколейной дорожной сетью; между Найссааром и Поркалаудом было поставлено заграждение из нескольких тысяч морских мин, призванных защищать Финский залив от противников; в районе МКИПВ было расположено свыше 50 тысяч солдат и матросов.
Однако ничего из этого не помогло, когда в феврале 1918 года началось наступление немецких войск с о-вов Хийумаа и Сааремаа. Как это не парадоксально, морская крепость была взята с суши. Германской флот даже не появлялся в пределах досягаемости артиллерейских батарей Найссаара, Аэгна и Суурупи. Именно этим и объясняется тот факт, что большинство батарей так и не сделало ни единого выстрела по противнику к моменту отступления российского флота обратно в Кронштадт.
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.