В центральной части Тихого Океана, в 3760 км от берега Чили, находится принадлежащий Чили небольшой – всего 165,5 км2 – остров Пасхи. О его загадках и тайнах написано очень много. Норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал, посвятивший его изучению одну из своих экспедиций, писал: «Во всем мире нет такого уединенного уголка… Ближайшая суша, которую видят местные жители – на небе: Луна и планеты».
Остров случайно открыл в день праздника Пасхи в 1722 году голландский мореплаватель Якоб Рогговен (отсюда и название). В 1888 году остров присоединен к Чили.
Голландцы обнаружили здесь множество гигантских каменных статуй и дощечек, покрытых таинственными письменами. Эти остатки исчезнувшей древней культуры и есть самая главная загадка острова Пасхи, не разгаданная до сих пор.
Удивительное прошлое
По мнению археологов, первыми появились на о.Пасхи в 400 г. н.э. полинезийцы. Однако норвежский исследователь Тур Хейердал возражает ученым в своей знаменитой книге Аку-Аку, считая, что пальма первенства принадлежит коренным жителям Южной Америки, отмечая при этом сходство культуры острова с культурой города Тиауанако на боливийской стороне озера Титикака. В последние годы многие разуверились в теории Хейердала, и широко бытует мнение, что первые поселенцы прибыли именно из Полинезии, привезя с собой на плодородные земли острова сладкий картофель, сахарный тростник и бананы. Поселения, находившиеся в течение многих веков в полной изоляции, процветали и расширялись. Люди овладели замечательным искусством резьбы по камню, следы которого знаменитые каменные изваяния маои до сих пор можно увидеть на острове, создали письменную систему (ронго-ронго), известную как в Полинезии, так и среди американских индейцев.
Первый европеец, голландский адмирал Роггевен, ступил на землю острова в день праздника Пасхи в 1722г. и провел на берегу весь день. Отсюда и название острова. В своих записях он упомянул о каменных статуях, отметил, что земли аккуратно обработаны, а вдали виднеются большие участки леса. Численность населения оценил примерно в 12 тысяч человек.
Картина острова меняется в заметках путешественников, побывавших здесь позднее. Испанские, французские и английские исследователи в конце ХVIII в. отмечали, что многие статуи разрушились, значительно сократились площади обрабатываемых земель, а число жителей едва достигает тысячи человек. Что же произошло за это время? Видимо, все очень просто: возросшее население острова исчерпало природные ресурсы. Стала ощущаться нехватка пищи, леса оказались вырубленными, а почва начала подвергаться эрозии. Не имея древесины для постройки каноэ, чтобы уплыть с острова, племена начали воевать друг с другом. В результате маои были повалены, а каннибализм превратился в обычное явление. Здешние разрушения представляют собой в миниатюре картину того, что может произойти в будущем на всей Земле, если человечество будет продолжать со все возрастающей беспощадностью уничтожать ограниченные природные ресурсы планеты.
Зловещий контакт с внешним миром
Трагедия о.Пасхи стала еще более драматичной в XIX в. Из тысячи местных жителей, увезенных в 1862 г. в рабство на острова Гуано, живыми туда добрались всего 100 человек, домой же вернулись только 15. Однако они привезли с собой оспу, которая еще больше сократила численность изолированной общины. К 1871 г. на острове осталось 175 жителей. Сегодня его население свыше двух тысяч человек, но около четверти из них родились на материке. Строительство в 1960-х годах аэродрома привлекло на о.Пасхи туристов, а в последние годы местный аэродром стал аварийной посадочной площадкой для космических кораблей Шаттл. Так завершился прыжок острова из каменного века в современность.
Статуи
Самые знаменитые достопримечательности острова примерно 600 каменных статуй (маои), которые в основном изображают одну и ту же фигуру. Маои — это символ бога и предка. Каждая скульптура была установлена на семейной могильной плите, которая называется аху, и передает мана или силу, здравствующему главе семьи. Исходящая из глаз статуи мана означает благополучие и успех. Почти все маои вырезаны из мягкого туфа вулкана Рано-Рараку, высота многих достигает 6 м. и весят они несколько тонн. Умерших членов семьи обычно укладывали в склеп под статуей. Можно представить себе, какое воздействие полностью заполненная аху могла оказывать на семью: большая наклонная плоскость, с которой 15 маои смотрят вниз сверкающими глазами, посылая силу здравствующей семье. Начав с Аху-Винапу на юго-восточном побережье острова, вы сможете за один день осмотреть достаточно статуй, чтобы продлить себе жизнь. Все они были вырезаны вблизи вулкана Рано-Рараку примерно после 900г. Маои, стоящие на аху, которые можно сейчас увидеть на острове, подверглись современной реконструкции. Во время племенных войн статуи опрокидывали, чтобы лишить силы главу семейства, которого они защищали. Самые известные изваяния, похожие на стражей, закопаны в землю на южном склоне вулкана Рано-Рараку. Именно эти надменного вида, длинноносые, длинноухие истуканы символизируют загадку о.Пасхи. Но у этих статуй отсутствуют глаза, поскольку они вставлялись только тогда, когда маои устанавливалась на аху, и с этого момента начинала действовать мана.
Культ человека-птицы
Самое интересное зрелище на о.Пасхи — вулкан Рано-Као. Разрушенная деревня Оронго окружена скалами с вырезанными на них изображениями человека-птицы: фигура с человеческим телом и головой птицы часто держит в одной руке яйцо. Нам известно довольно много об этом культе, поскольку он исповедовался до 1862г. Основой культа являлись поиски первого весеннего яйца, снесенного священной птицей Ману-Тара. Вождь каждого племени посылал одного избранного слугу на Мото-Нуи самый крупный из островков, расположенных в море возле Оронго. Слугам предстояло переплыть пролив с опасными бурными водами, а потом целый месяц искать первое яйцо. Когда удачливый слуга находил его, он привязывал яйцо ко лбу, бросался в бурлящие воды, доплывал до острова и взбирался по утесам в Оронго.
Хозяин слуги, нашедшего яйцо, получал на год титул человека-птицы, власть и привилегии, хотя никто не может в точности сказать, в чем заключались эти привилегии. Сегодня можно увидеть свыше 150 изображений человека-птицы, украшенных символами плодородия. По соседству находятся знаки и камни, которые считаются составными частями солнечной обсерватории, где во время летнего солнцестояния можно наблюдать светило, поднимающееся над полуостровом Пойке. Это еще одна загадочная достопримечательность красивого и удивительного острова в Тихом океане.
В исчезновении тропических лесов острова Пасхи повинны полинезийские крысы. С таким заявлением выступил ученый-антрополог Терри Хант из университета Гавайев, пишет американская газета USA Today.
Начиная с 2001 года группа археологов во главе с Хантом проводила раскопки на острове. По словам Ханта, крысы съели все семена пальм, которые росли на острове несколько столетий назад. «Пальмовые семена для крыс являются деликатесом», — пояснил Хант.
На острове Пасхи не водились хищники, и, таким образом, у крыс не было естественных врагов. Согласно исследованиям, популяция крыс между 1200 и 1300 годами составляла 20 миллионов особей. В начале четырнадцатого столетия популяция резко сократилась до 1 миллиона, что совпадает по времени с исчезновением лесов.
Mixo
big_mac
Jana
Factor
Карина
Maliwka
May
annasekret
всё-таки откопали.
jaxis
Так как выше уже пытаются понять, зачем этот Моаи решил утонуть, отвечаю. Работники обоих дайв–центров этого района рассказали, что конкретный экземпляр пытались увезти на корабле. Но что–то пошло не так, и судно перевернулось.
Эта версия вполне правдива, потому что:
— он действительно сделан из камня и очень похож на тех, что остались на суше
— лежит на глубине 28 метров. Для потех дайверов корабли и прочее топят в районе 15–18, чтобы нырнуть смогли и не AOWD
— истуканов вывозили очень много. Вполне реально, что в очередной раз тонну камня плохо закрепили. Никаких легенд вроде «Дух камня не позволил покинуть остров» нет. Просто в очередной раз не повезло. Десятки других Моаев были вывезены и находятся в музеях мира. Самый искусно сделанный с наличием жопы (чуть ли не единственный с этой частью тела) выставляется в Лондонском музее (в каком именно не помню)
Моаи под водой — это необычно. Но самый сюр и пронизывающий до яиц вид — это гора–вулкан, где этих Моаи выдалбывали из камня. Видеть разбросанные под разными углами многотонные каменные морды — это круто.
Остров из себя представляет чертово ничего. Выше на фотографиях типичная растительность. Не хватает только деревьев, они все–таки представлены на этом клочке суши в некоторых низменных местах. Полезных ископаемых нет. Море тоже не блещет.
Зачем люди решили там поселиться около тринадцати столетий назад? На самом деле вопрос в другом, зачем люди, которые там поселились, отчалили и поперлись в открытый океан? В этом районе не было глобальных катаклизмов, чтобы можно было говорить о перешейке до материка или наличию других островов тысячу лет назад. Просто по неизвестной причине один авторитетный чел сказал «Давайте попремся туда» и показал под девяносто градусов к берегу своей родины. А другие сказали «А давай!» Что заставило авторитета поднять сколько–то людей с насиженных мест и поплыть вникуда, ученые до сих пор не в курсе. Зато отлично понятно, почему эти люди решили поселиться на острове «чертово ничего». Это очень просто — когда пропрешься в лодках по Тихому океану пару–тройку тысяч километров (тогда паровых машин не было даже в Европе), будешь рад чему угодно.
Итак, пришла вторая волна иммигрантов, которые вроде как приплыли без женщин. На что надеялись, непонятно. Но им свезло — женщины были у первой волны. И первые мигранты ими поделилсь по–дружески. Все зажили счастливо и назвали себя Rapa Nui.
Но ресурсов мало, настолько мало, что не хватало даже той горстке людей, что паслась на этом острове. К тому же приплывшие последними были слегка поразвитие. И случился парадокс: понаехавшие стали насяльника, а понаостававшиеся превратились в почти бесправных гастарбайтеров.
Как гастарбайтеры завоевывали почет и уважение я не знаю. Но вот у крутых решалось все по–взрослому. Гугл подсказывает, что в лучшие времена на острове жило около десяти тысяч человек. Сколько было кланов, не знаю, но они точно были. И более развитые поселенцы не придумали ничего лучше в качестве доказательства крутизны, чем клепать из камня истуканов. Под сырье приспособили вулкан Rano Raraku. Хочешь для своего клана почет и уважение — выдолби каменную морду весом в несколько тонн и оттаракань ее на свою территорию. У кого каменных морд больше, тот и круче. Каждый истукан символизирует связь с предками и наделяет клан маной. Когда случались войны, враги старались расхерачить как можно больше Моаи противника, тем самым деморализовав его.
Второй вопрос без ответа — это как тащили Моаи от вулкана. Остров хотя и невелик, но для перетаскивания таких грузов нужны очень веские основания и какие–нибудь технологии. Первого было хоть отбавляй, а вот со вторым проблемы. Не уверен, что рапануйцы использовали хотя бы лошадей. С очень большой вероятностью тащили вручную. Тут как раз кстати были менее развитые гастарбайтеры. Кто–то считает, что каменные морды весом в несколько тонн катили на бревнах, кто–то считает, что перекатывали со стороны на сторону. Но как–то их доперли даже до противоположного побережья. Хотя, как показывают фотографии, очень много и даже скорее бОльшая часть так и осталась на холме.
Самый большой Моаи, который все–таки утащили до места назначения, высотой метров в пять и 75 тонн весом. Самый большой, которого не успели доделать, высотой около двадцати метров и 270 тонн.
Крутые, кстати, назывались длинноухими, а гастарбайтеры короткоухими.
И последним такое положение дел не нравилось. Таскай Мауи они, а почет и уважуха тем, кто заставлял их таскать. Свершилась революция. И хотя длинноухие были развитие, но короткоухие явно знали жизнь. Как ни крути развивать надо было не таскание какой–то хуйни через весь остров, а хотя бы каменные топоры апгрейдить. В общем, длинноухих всех или почти всех порешили.
На этом производство Мауи завершилось. Тем, что уже были установлены в святых местах, продолжали поклоняться, но новых таскать перестали. Официальная версия вроде как говорит, что короткоухие умом не доросли до такого венца человеческого гения, как выдолбить несколькотонную морду и оттарабанить ее за пять километров. Лично я считаю, что они как раз мозг включили на полную и пришли к выводу, что в этом мире, даже в их мирке есть гораздо более интересные, а главное намного более полезные занятия.
Долбить скалу ради поднятия самооценки короткоухие перестали. Старые истуканы, конечно, никуда не делись, но то цунами накатит, то вулкан слегка долбанет. Камень камнем, но постепенно Моаи разрушались, забирая с собой ману. Да к тому же не оставаться же всем кланам на одном и том же уровне крутизны. Если новых Моаев не делать, то откуда взять дополнительный почет?
И в какой–то момент почитание Моаев начинает переплетаться с почитанием человеко–птицы, что–то вроде полубога или типа того. Старые верования и богов не отменяют, но постепенно уходят к обрядам и приобретению власти без материальных доказательств вроде глыбы в десяток тонн. Теперь человек–птица стал главным по острову. Он является наместником бога, и его почитают как бога. Чтобы им стать, надо в означенный день и час выполнить задание первым. Для этого рядом с чертовым ничего острова Пасхи находится сраное ничего в виде острова Моту–Нуи. На нем кроме камней есть только гнезда морских чаек. Итак, чтобы стать богом, надо спуститься по очень крутому каменистому склону вулкана, доплыть километр до Моту–Нуи, забраться по его крутому склону, найти яйцо морской чайки и по уже протоптанной дорожке вернуться с ним для подношения главному жрецу. Разбить, конечно, нельзя. Куда они его засовывали, чтобы сохранить во время обратной дороги, история умалчивает. А может и не надо было тащить, может джентельменам верили на слово.
Теперь еще одно подтверждение моей теории, что короткоухие были не такими уж и тупыми. По крайней мере некоторые из них. Итак, какой–то крендель справился. Но главным становится не он, а тот, кого он представляет. Не всякому же говну главным становится, правильно? Теперь тот, кого представлял герой–яйцеискатель, молодец, он теперь бог. Его бреют во всех местах. включая брови. Дают новое имя. Подновляют жилище в пещере после предыдущего бога. В этой пещере представитель героя проведет ближайший год, издавая законы и разрешая конфликты. Он не может готовить себе еду — это делает за него жрец. Он не может стричь волосы или ногти, это тоже ответственность жреца. Он не может не то, чтобы поговорить с кем–нибудь, никто не имеет права посмотреть на него. То есть, бог живет отшельником. Его единственное средство связи с подвластным ему народом — верховный жрец, который и передает указы человека–птицы. Неглупо, правда? Жрец при этом каждый год ради своего титула не напрягается, ну кроме попрыгать, помахать местным кадилом и принести пожрать «повелителю» (что–то я сомневаюсь, что хоть один жрец сам напрягался ради готовки). Что там этот крендель из пещеры сказал на самом деле, через год не вспомнит даже сам крендель. Если и вспомнит, то на момент его общения с другими людьми богом то он уже не будет. А значит наезжать на верховного жреца чревато потерей уже своих яиц, а не птичьих. Да и с готовкой тоже неплохое пространство для действий. Если человек–птица попутает берега, то подмешать нужное снадобье и делов с концом. Боги к себе призвали, настолько крут был, что тут еще сказать. А пока яиц нет, я тут побуду главным. Ну или прямо сейчас пиздуйте на Моту–Нуи, если так хотите, но без яиц не возвращайтесь. Птиц с яйцами нет? Ваши проблемы.
Хотя на самом деле основная власть была у военных вождей, полагаю.
Андрей
Неплохое сокращение с десяти тысяч. Думаю, рапануйцы успели просрать и так небогатые ресурсы острова и начали банально голодать.
Европейцы, правда, не сказать, что сильно им помогли. В девятнадцатом веке население уменьшилось до сотни человек, так как остальных тупо вывезли на плантации. После общего порицания рабства сколько–то людей вроде бы вернули. Но от и так небогатой культуры остались только археологические экспонаты.
Сейчас на острове постоянно проживает около пяти тысяч человек. Как минимум половина из них приезжие с материка. Другая половина считает себя коренным населением, несмотря на крутой замес крови с испанцами, чилийцами и всеми посторонними, кто когда–то побывал на этом острове. Но раз кто–то когда–то был истинным рапануйцем, значит и ты сам рапануец. Главный профит — имеешь право купить землю на острове. Остальные не могут, даже граждане Чили, чьей территорией является остров.
Сейчас остров живет в основном за счет туристов. Судя по табунам диких лошадей, когда было развито животноводство и растениеводство. Но сейчас Моаи являются основным доходом острова. Причем живут вполне неплохо. Настолько неплохо, что ставят вопрос о выделении им дополнительной независимости, мол хватит кормить Чили! Хотя им там немного надо, судя по быту.
И, наверное, последнее. Остров был в жопе до постройки аэропорта. С материка раз в сколько–то месяцев приходил корабль, и на этом сообщение с внешним миром почти заканчивалось. После открытия аэропорта расцвел туризм. В качестве пляжного отдыха делать там почти нечего. Да и в принципе остров не блещет достопримечательностями. Моаи — их все. Впечатления от древних камней пытаются разнообразить танцами, выдаваемыми за рапануйские (может так оно и есть), местной музыкой и некоторой аскетичностью инфраструктуры, из–за чего туристы могут полагать, что они настоящие путешественники, раз оказались в такой жопе мира и при этом не в оллинклюзиве.
Теперь точно последнее. Аэропорт примечателен тем, что его взлетная полоса рассчитана на посадку американских шаттлов. На этом Чили срубило сколько–то денег со Штатов. Но, насколько я знаю, ни один шаттл там так и не приземлился. Грамотно развели, ничего не скажешь. И при этом, кстати, перед паспортным контролем в Чили висит табличка с шестью–семью флагами стран, которым надо платить за визы. И на первом месте там… Штаты с суммой в 160 долларов. За США со значительным отрывом идет Канада с нищебродскими 90 долларами.
Это и есть самый большой истукан. Большинство статуй намного меньше и не имеют такого большого тела. Там, где у этой морды проходит линия земли, обычная морда просто заканчивается. И видно, что вниз ничего не продолжается, так как стоят на специальных каменных постаментах.
Андрей
Если брать вообще все–все–все, включая поездку на аэроэкспрессе, дьютик, в смысле бухло, и покупку подарков, которых было дохера, то вышло где–то в 160 000 на 21 день. Но мы поймали акцию и полетели из Екатеринбурга до Сантьяго де Чили за 32000, из Москвы до Ебурга добрались за 4500. Это в сумме все равно очень дешево.
С другой стороны мы жили в довольно приличных местах, не считая одного. То есть можно было сэкономить на проживании раза в полтора, это где–то десятка, наверное. Плюс у меня дайвинг был. Плюс очень много переездов, так как мы успели за это время побывать в Аргентине в Эль Калафете, в чилийском парке Торрес дель Пайне, который пиздец как недешевый, в Пунта Аренасе, Пуэрто Наталесе, Вальпараисо и, собственно, Пасхе.
В целом если хочется именно на Пасху, то на две недели в 80 000 на человека можно уложиться при грамотном планировании.
Андрей
Зоя Пестова
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.