Наконец-то после довольно долгой подготовки удалось выбраться в прекрасную Карелию. Цель экскурсии – посещение «Мест Силы» Карелии. Маршрут начинается в посёлке Куркиёки и заканчивается на одном из самых красивых островов Ладоги Койонсаари.
В путешествие наш автобус отправился ровно в 7:30. Дождя не было и это нас очень воодушевило. Выезжали мы из города через Литейный мост и Охту. Литейный мост некоторым образом связан с целью нашей поездки. Существует легенда о том, что рядом с местом строительства моста находился древний священный камень, и при строительстве этот камень столкнули в Неву, после чего сработало проклятье. Строительство моста, действительно, шло достаточно долго и непросто, там погибло немало людей. Однако, мост был построен и служит нам до сих пор.
Итак, ехать предстояло около двух часов до Приозерска, а оттуда ещё около часа до посёлка Куркиёки. По предложению гида, было решено сделать остановку у крепости Корела. На прогулку дали 20 минут. В сам музей мы конечно зайти не успели, но погулять там времени было вполне достаточно.
Корела в переводе с финского Кукушкин пролив, со шведского — Кукушкин остров — каменная крепость в городе Приозерске, на острове реки Вуоксы, сыгравшая значительную роль в истории Карельского перешейка. Корела — древнее название современного города Приозерска Ленинградской области. Первое упоминание крепости относится к 1295 году. Средневековая Корела была самым северо-западным городом Руси. Крепость была заложена на рубеже XIII и XIV вв. новгородцами на острове реки Вуоксы для защиты северо-западных рубежей республики от шведов. На планах и гравюрах XVII—XVIII вв. крепость Кексгольм изображалась как однобашенная. Сохранившаяся невысокая (8 метров) круглая башня — воротная, двухъярусная, с заложенными впоследствии огнестрельными печурами. Стены башни очень толстые (4 метра в нижнем ярусе), что свидетельствует о том, что ко времени строительства огнестрельная фортификация была уже весьма развита. Летопись говорит о том, что Рюрик умер в Кореле, в 10 веке.
Сохранившиеся помещения крепости в настоящее время занимает историко-краеведческий музей «Крепость Корела». В октябре 1996 года у стен крепости Корела снимались эпизоды кинофильма режиссёра Алексея Балабанова «Брат».
Кря!
До Приозерска было довольно приличное шоссе, а вот после нас ожидали около 20 километров грунтовки.
Не доезжая до Приозерска попали на ремонт моста через «Лосиные пороги», но к счастью застряли там не на долго.
Пока выезжаем из города, гид знакомит нас с историей тех мест, куда мы направляемся. Эту территорию населяли финно-угорские племена – карелы, финны, вепсы, ижора, а ещё раньше – саамы. Постепенно, воинственные карелы оттеснили саамов дальше к северу. Вскоре сюда пришли славяне. За господство над этими землями боролись шведы и новгородцы, а позже шведы и Пётр I. Швеция владела землями Приладожья по Столбовскому договору от 1617 года, пока Пётр I не решил «прорубить окно в Европу». Некоторое время эта территория принадлежала Княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи, а после 1917 года независимой Республике Финляндия. В 1944 году Финляндия уступила Советскому Союзу Карельский перешеек и Приладожье.
На противоположном берегу Ладожского озера находится основанная Рюриком Старая Ладога. Историки до сих пор спорят по поводу того, был ли Рюрик скандинавом или славянином. По одной из версий Рюрик был внуком новгородского старейшины. Кстати, существует версия, что прототип шекспировского принца Гамлета Амелет — внук Рюрика.
О жизни и верованиях того или иного народа мы можем узнать из сохранившихся легенд и мифов. Для Карелии это, прежде всего, эпос «Калевала», записанный со слов местных сказителей Элиасом Лённротом. «Калевала» состоит из пятидесяти рун и начинается мифом о сотворении мира. Персонажи эпоса «Калевалы» — старый мудрый Вяйнемёйнен, кузнец Илмаринен, быстроногий охотник Лемминкяйнен, хозяин леса Хийси и злая старуха Лоухи – хозяйка северной страны Похъёлы.
Ещё одним важным источником информации о жизни местного населения считают руны, сохранённые сказительницей Параскевой Никитичной Никитиной. Она принадлежала к народности ижора и исполняла руны на ижорском языке. Отец Параскевы Никитиной был кузнецом, а кузнецы в те времена были нередко ещё и костоправами и хранителями рун. В Финляндии Параскева Никитина известна под именем Ларин Параске и ей установлен памятник в Хельсинки на проспекте Маннергейма.
Важное место в жизни карелов, вепсов, саамов занимала магия. Саамские шаманы — нойды общались с духами предков и с духами природы. Верховное божество саамов – Радиен Атче, отец всего сущего. Интересно, что Радиен Атче представлен Троицей – Бог-Отец (Батюшка Небо), жена Бога-Отца (Радиен Акка – Матушка Земля) и Бог-Сын (Радиен Пардне). Мадеракка — Мать-прародительница получает души от Радиен Атче. Саамские космогонические мифы очень интересны, и, на мой взгляд, они вполне согласуются с представлениями самых передовых современных учёных.
Вепсские жрецы — арбуи больше занимались «бытовой» магией. Они делали предсказания, освящали браки, проводили похоронные обряды. Становились арбуями люди «со странностями», но заниматься подобными практиками можно было лишь по достижении тридцатилетнего возраста. Считалось, что души умерших шаманов вселяются в камни – сейды. Вот с такими «одухотворёнными» камнями нам и предстояло встретиться.
Дорожный указатель сообщает, о том, что мы въезжаем на территорию Карелии.
Асфальт заканчивается и начинается грунтовка. Дорога выглядит неплохо — по ней прошёл грейдер, а дожди более-менее прибили пыль, но трясёт на ней довольно сильно. Было такое ощущение, будто едешь по стиральной доске – лучше помолчать, чтобы не прикусить язык. Мы направляемся к священному холму, где находилось древнее капище, и у подножия которого по сей день сохранились остатки Протосаамского лабиринта. Холм находится рядом с посёлком Алхо, что в 9 километрах от Куркиёки. Для древних капищ характерно расположение в самой высокой точке местности. Также всегда рядом должна быть вода. Здесь все эти условия соблюдены – холм возвышается над окрестными полями, а под ним протекает река Куркийоки.
Лабиринт располагается довольно высоко. Подъем крутой и не безопасный. Накануне был дождь, поэтому нам вдвойне пришлось не просто.
За лабиринтом постоянно ухаживают поклонники древних ритуалов, подкладывают туда новые камушки. О предназначении лабиринтов до сих пор ведутся споры, выдвигаются различные гипотезы, но ни одна из них пока не нашла достаточного подтверждения. По одной из версий лабиринт должен был способствовать успешной рыбной ловле, как бы имитируя заход рыбы в сеть. По другой он связан с культом мёртвых и должен затруднить душам умерших возращение в мир живых.
Современные почитатели лабиринтов, загадывают там желания, пройдя против часовой стрелки до центра и оставив там какое-то подношение. Чего здесь только нет – и монетки, и игрушки, и даже кусочки шоколада. Даже пластиковые карточки оставляют… Кстати, в нашей группе оказалось не мало последователей эзотерики. Многие сидели в центре лабиринта и даже видели ящерицу.
Я пройти к центру не смогла, времени было не много, да и опасно это было пробираться к центру по скользкой траве на почти отвесном склоне.
А вообще, считается, что на вершине холма, у подножия которого расположен лабиринт, когда-то находилось древнее капище, но до сегодняшнего дня никаких его следов не сохранилось. Установленные сегодня на вершине холма деревянные идолы – это уже современное творение группы «Сварог», члены которой приезжают сюда, чтобы отмечать древние славянские праздники, например, день Ивана Купалы.
Наш гид побывала на одном из ритуалов, который проводился здесь. По её мнению, все воспроизведено довольно близко к описаниям, которые можно найти в сохранившихся письменных источниках.
Интересно, что некоторые из старинных свадебных ритуалов совпадают с ритуалами, до сих пор распространёнными в Индии — например, ритуал, во время которого жених и невеста кормят друг друга.
Различных ритуалов было множество — очищающие, оберегающие, свадебные, похоронные. Всем известная песня «Во поле березка стояла» — это записанный ритуал свадьбы Ярилы и Берёзки.
На вершине холма есть несколько камней, каждому из которых приписывают определённые лечебные свойства.
Вот этот камень предназначен для лечения спины:
А вот этот нужен для лечения сердца:
И нетрудно догадаться, в каких случаях помогает камень, у которого установлено деревянное изображение богини Макоши:
Макошь – женское божество, стало быть, камень этот помогает восстанавливать женское здоровье.
Чуть в стороне есть ещё один интересный камень. Его называют камень-праща. Считается, что жрецы древности откалывали от него кусочки и делали из них обереги, которые давали нуждающимся в защите. Как сказала гид, многие приезжают сюда ради этого камня. Откалывают кусочки себе и родным для защиты от плохого. Я тоже не осталась в стороне. С 4-ой попытки мне таки удалось отбить небольшой кусочек. Он со всех сторон оказался треугольной формы. Что-то мистическое в этом есть.
Место очень красивое, кругом растет брусника и черника, которой я немного полакомилась.
У самой тропинки, ведущей на вершину холма, лежит камень, как будто расчерченный продольными и поперечными полосами, о происхождении которых ничего неизвестно.
На некоторых деревьях можно увидеть ленточки, которые остались после проведения ритуалов.
В центре холма видны остатки венка, оплетённого ленточками, который был разложен вокруг костра.
Кроме священных камней у финно-угорских народов были распространены священные деревья – карсикко. Обычно это были хвойные деревья с особым образом обрезанными ветками, например, срубались все ветки, с одной стороны. Такие деревья формировались в связи с особыми событиями – свадьба, рождение ребёнка, уход человека в мир иной. И сегодня ещё на старых финских кладбищах можно увидеть такие деревья.
Налюбовавшись прекрасными окрестностями, мы спускаемся вниз, садимся в автобус и едем к месту нашей следующей стоянки. Наконец, наш автобус въезжает в посёлок Куркиёки и мы направляемся к небольшой гостинице «Курки», в переведе с финского — «Журавль», где нас ждал обед.
Название посёлка происходит от названия реки, которая протекает неподалёку – Куркиёки – Журавлиная река. Название красивое, но связанная с ним история печальна. Во время сезонного перелёта стая уставших журавлей приземлилась здесь, чтобы отдохнуть и подкрепиться, но холода в тот год наступили рано, и река оказалась замерзшей. Измученные долгим перелётом птицы не смогли найти здесь пищу, и многие из них в этом холоде не дожили до утра. Утром местные жители попытались спасти тех, кто ещё подавал какие-то признаки жизни. В память об этом печальном событии и было дано название реке.
Сейчас в посёлке Куркиёки около 900 жителей. А во времена шведского господства здесь был средневековый город – Кроноборг. Интересно, что при шведах только здесь сохранялся православный приход. Шведы позволили сохранить его из уважения к заслугам Родиона Лукьяновича Лобанова – русского боярина, перешедшего к ним на службу.
В начале 20 века в Куркиёки был организовано сельскохозяйственное училище, которое позже выросло до Института сельского хозяйства, в котором преподавал известный финский биолог Вели Рясанен. Он был большим знатоком лишайников. Второй президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер был родом из Куркиёки, его отец был директором местного сельскохозяйственного училища.
Первое «место силы» находится совсем рядом с гостиницей, к нему ведёт тропинка, отмеченная бетонными кубиками – они, конечно же, не имеют никакого отношения к древности, их установили где-то в 90-е годы любители эзотерики — постоянные посетители этих мест.
А такие скалы называют бараньими лбами. Когда-то здесь проводились древние магические ритуалы. Сейчас сюда любят приезжать различные группы эзотериков. Видны следы их пребывания — остатки костра, монетки, цветы. Данный след считается священным, но ученые считают, что раньше на этом месте была пещера и вода, которая падала сверху вниз и образовала сей след, со временем пещера разрушилась, а след остался.
Буквально в нескольких метрах от этого места находится ещё один священный камень – камень-седло. По поверьям он исполняет желания.
Рядом с камнем множество пенёчков – дело рук любителей мистики, они устраиваются на этих пеньках для проведения своих ритуалов.
Третий камень ещё более интересен. Это камень-ступа.
Считается, что он обладает лечебными свойствами. В таких ступах в древние времена оставляли на ночь тяжелораненых воинов, которым уже нельзя было помочь народными средствами. К утру раненый должен был получить шанс на выживание. Я немного посидела внутри этой ступы – как ни странно, ощущения довольно комфортные, несмотря на то, что камень холодный и влажный после дождя. Наверно, духи помогали воинам, но вряд ли тяжелораненый воин был в состоянии сам как-то войти с ними в контакт. Вероятно, жрецы проводили здесь соответствующий ритуал.
Часть группы осталась гулять возле этого камня, а вторая часть группы, в том числе и я с подругой отправились по приглашению гида к еще одному камню – сейду, к нему экскурсии водят не часто, так как путь не близкий, но мы согласились. Дорога лежала через мертвый лес и долину папоротников.
Кстати, можно заметить, что те деревья, к которым привязаны ленты, постепенно засыхают. Считается, что человек загадывая желание или стремясь избавится от болезни вешает ленту на дерево. Желание исполнится тогда, когда дерево высохнет. Если человек болезнь, то всю хворь оно перенимает на себя. По мере того, как дерево сохнет, человек выздоравливает.
Здесь на земле тоже можно было увидеть венки с ленточками.
После длительной прогулки нас ждал сытный обед. Увы, традиционных карельских блюд и выпечки не было. 100 грамм салата из свежего огурца, кукурузы, горошка, капусты, ветчины и майонеза. На первое была приличная по размеру тарелка щей, на второй греча с мясом и подливкой, на третье чай. Со мной был рюкзак, который я не пожелала оставить в автобусе, а в нем вкусная булочка с маком, которую я с огромным удовольствием съела с чаем.
Ну что ж, а нам пора отправляться дальше. Едем в направлении посёлка Вятиккя. Финское название Вятиккя происходит от русского слова «святик» — в этих местах любили селиться монахи, искавшие уединения.
Наша следующая цель – остров Койонсаари на Ладоге. Существует версия, что именно Койонсаари был островом Буяном в сказке Пушкина. Все также едем по грунтовке, дорога довольно узкая, еле разъезжаемся с впереди едущими автомобилями. Местами наш автобус опасно накреняется, уф, но к счастью опытному водителю удается избежать переворота. Приезжаем на место. Дальше только пешком. Вдоль дороги стоят автомобили. На остров можно попасть только пешком, проезд для автомобилей закрыт и территория охраняется. Остров с большой землей соединяет дамба. В начале 2000-х остров был арендован бизнесменом по фамилии Коган. Он вложил свои средства в устройство дамбы и дорог.
Ладога капризна и непредсказуема, с ней связана масса легенд. По одной из этих легенд некий купец перед дальним плаванием пошёл к жрецу-арбую, чтобы узнать, будет ли его путь благополучным. Жрец предсказал ему, что путешествие будет благополучным, но нужно быть очень внимательным в самом его конце, чтобы избежать беды. Всё вышло так, как и было предсказано. Уже был виден берег, купец вздохнул с облегчением и расслабился, и в этот момент оторвался кусок скалы и рухнул прямо на корабль, погребя его под собой. С тех пор корабль купца периодически появляется в этих водах, но ни в коем случае нельзя ступать на его борт, как бы настойчиво вас ни приглашали.
Природа острова необычайно красива. На его песчаных пляжах любят отдыхать местные жители. Также эти места облюбовали эзотерики, которые в июле проводят здесь свои слёты.
Дорога от дамбы, к песчаному берегу занимает около 30 минут. Вдоль дороги с одной и с другой стороны можно увидеть вот такие рукотворные пирамидки. Значение их неизвестно, но смотрятся они очень необычно.
Каменные склоны сплошь покрыты кустами брусники, мхами и лишайниками.
Немало здесь и грибов.
Лишайники играли в жизни местного населения важную роль. В голодные годы они буквально спасали жизнь. Их сушили, потом варили в нескольких водах, чтобы удалить горечь, и ели. Кто пробовал, говорит, что вкус очень напоминает вкус грибов. Учёные долгое время не могли разобраться, куда отнести лишайники. Лишь в конце 19 века было установлено, что они представляют собой симбиоз грибов и зеленых водорослей.
Наконец, дорога закончилась, уступив место зыбучим пескам пляжа. Погода совсем испортилась, и водная гладь с небом стали почти единым целым.
Здесь группа также разделилась на две части. Кто-то остался гулять по пляжу, а вторая часть отправилась в 1,5 часовую прогулку по крутым склонам и берегу к самой высокой точке острова горе Хийси.
По дороге нам встречается ещё один интересный объект – скала, похожая своими очертаниями на белого кита.
Собственно говоря, здесь все скалы удивительны — просто невероятные сочетания цветов и линий.
А вот и скала Хийси:
Хийси – повелитель леса. О нём также рассказывается в «Калевале». Персонаж весьма непростой, это не добрый старичок-лесовичок. Хийси может принимать облик лося, и тогда нарушителям лесного порядка не поздоровится. Считается, что на её вершине тоже было древнее святилище. К сожалению, до наших дней никаких видимых следов этого не сохранилось. Подъем был труден, камни скользкими, скала отвесной, но нас спасла взаимовыручка и юмор, который побеждал страх высоты.
На многих камнях встречаются вот такие линии, происхождение которых также остается неизвестным.
Долгая дорога и не легкий подъем стоили того, чтобы увидеть всю эту красоту! Виды со скалы Хийси открываются просто изумительные:
Чудесное место – невероятная красота и удивительная тишина.
По плану мы должны вернуться в город не позднее 23 часов, но Приозерское шоссе непредсказуемо – пробка здесь может образоваться буквально из ничего. Снова преодолеваем уже знакомые километры по грунтовке.
Кстати, домой мы добрались «без сучка и без задоринки» ровно в половину двенадцатого. Видимо, древние духи были благосклонны к нам.
P.S. В Карелии мне очень понравилось и я обязательно вернусь туда снова! Надеюсь, что мой пост вдохновит кого-нибудь на поездку в этот чудесный край!
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.