На южной окраине Тегерана находится самый знаменитый в Иране мемориальный комплекс – кладбище Бехешт-е Захра. Это место, поражающее своим спокойствием и аккуратной, размеренной красотой, имеет особое значение для многих иранцев и является пусть не самым известным, но неотъемлемым элементом программы для любого путешественника, посещающего столицу. Для одних это прежде всего памятник нескольким поколениям иранцев, отдавших жизнь за свободу и жизнь своих близких, для других – одно из ярких проявлений культуры народа и государства, образец ритуальной архитектуры и уважения к умершим.
История комплекса Бехешт-е Захра неразрывно связана с протестным движением 70-х и Исламской революцией.
Кладбище, названное «Раем Захры», было открыто 25 июля 1970 года. Это было непростое время для Ирана. Режим шаха Резы Пехлеви, опиравшийся на активную поддержку США, беспощадную тайную полицию САВАК и армию, наводненную американскими и израильскими специалистами, силами нескольких сверх-богатых семей проводил модернизацию. На нефтяные деньги строились заводы, города обретали стройный вид, обрастая элитными районами, парками и автострадами, пышным цветом расцветали поп-культура, дискотеки, казино и публичные дома, лучшие модные дома Европы были всегда к услугам царской семьи. В то же время большинство населения было вынуждено существовать на грани выживания, деревенские жители разорялись и селились в городах, студенты оставались без работы, а среди квалифицированных специалистов предпочтение отдавалось иностранцам. Демонстрации и митинги беспощадно разгонялись, а лидеры подпольных группировок уничтожались в застенках САВАК. А из Наджафа, что в соседнем Ираке, потоком шли гневные письма великого аятоллы Хомейни, сыпавшие проклятиями в адрес шаха и призывавшего не прекращать борьбу с режимом.
В этих условиях кладбища постепенно стали центрами не только поминовения усопших, в частности – погибших демонстрантов, но и местом собрания оппозиции. В 1978 году, когда демонстрации стали массовыми и все чаще разгонялись с применением огнестрельного оружия, траурная традиция стала катализатором протестов. «Когда стали расстреливать людей, массовые расстрелы были, то на каждый 40-вой день были поминки – люди опять собирались в мечеть, опять выходили наэлектризованные, кричали «Долой шаха и американцев!» и их опять стреляли. И вот эти сороковины у меня были отмечены вперед по календарю, и мы знали, что в этот день не надо выходить на улицу», — вспоминает Георгий Ежов, в то время работавший в советском посольстве в Иране.
Так Бехешт-е Захра получило свое особое значение как захоронение шахидов – мучеников за веру.
1 февраля, вскоре после отъезда шаха из страны, в аэропорту Мехрабад приземлился самолет компании Эйр Франс. По трапу сходил лидер революции и кумир толпы имам Хомейни. Его автомобиль сразу же направился через весь город к кладбищу Бехешт-е Захра, на пути его следования имама встречала восторженная многомиллионная толпа. Прибыв на кладбище, имам почтил память жертв уличных столкновений и произнес двадцатиминутную речь, в которой назвал бегство шаха «первой победой революции» и заклеймил возможность сотрудничества с временным правительством Шапура Бахтияра, назначенного шахом.
Вскоре после революции началась Ирано-Иракская война, длившаяся восемь лет и стоившая стране сотен тысяч жизней. Сейчас многие из убитых на войне солдат, также называемых шахидами, покоятся на специальных секторах Бехешт-е Захра. Большинство – молодые люди, зачастую юноши, завершившие свой земной путь на втором десятке. Память о них – вычищенные надгробия из светлого мрамора, фотографии, обрамленные иранскими флагами.
В 80-е годы Бехешт-е Захра стало официальным местом погребения лидеров революции и политических деятелей. Здесь похоронены ближайшие соратники Хомейни – президент Али Раджаи, аятолла Талегани.
Надо сказать, что кладбище не является исключительно местом захоронения известных людей и жертв революции. Многие семьи выкупают здесь целые сектора, приходят сюда почтить умерших родственников. Надгробия украшаются строками из классиков или современных поэтов, всегда вычищены, прибраны – этим занимаются местные служащие и дети. К каждому сектору подведены дороги, аллеи, вокруг аккуратными рядами высажены деревья.
Богатые семьи выкупают места в особых склепах. Это небольшие комнаты с гладкими надгробиями на полу, куда для удобства можно привести все, что посчитается нужным: кресла, скамейки, стол, цветы в горшках.
В последние тридцать лет, при исламском правлении, на Бехешт-е Захра вновь находят последний приют борцы с режимом: левые подпольщики, опальное духовенство, а в последнее время – участники зеленого движения. Так, в июне 2009 получили широкую огласку похороны Неды Солтан, застреленной во время демонстрации.
Эпицентром мемориального комплекса является огромный мавзолей имама Хомейни. При жизни скромный, сторонящийся любых проявлений богатства и роскоши, вождь революции удостоился после смерти великолепного дворца, к которому стекается народ со всей страны. Они проходят через монументальные ворота в просторный зал, выложенный разноцветными камнями и плиткой, последи которого стоит гробница имама.
Мавзолей обладает всей необходимой паломникам инфраструктурой: комнатами отдыха, столовыми и кафе, туалетами и ванными, медицинскими пунктами. В скором будущем планируется расширить комплекс, создав район «Город солнца» с университетом и студенческим городком, исследовательскими и религиозными центрами, торговыми площадями и туристической инфраструктурой.
Мемориал Бехет-е Захра – прекрасный образец того, насколько близко к народу может быть память об умерших. Это место никогда не пустует, люди проводят здесь выходные дни, сочетая нравственное воспитание с приятным времяпрепровождением.
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.