Теплоходом по России

Наша страна, без сомнения, тоже стОит того, чтобы её исследовать и получше узнать. И теплоходные путешествия — один из запоминающихся способов сделать это. Расскажу о собственном опыте таких путешествий.
Мне довелось совершить 5 поездок на теплоходе и все — по европейской части России. Поэтому Лена, Енисей и другие сибирские реки пока остаются мечтой.
Итак, давно, в детстве, я впервые в жизни ступила на борт теплохода «Пирогов», который шёл по маршруту так называемой «Московской кругосветки» — из Москвы в Нижний Новгород через города Углич, Рыбинск, Мышкин, Ярославль, Калязин, Кострома, Плёс и обратно — через Муром, Касимов, Рязань, Коломну, Константиново. От этого путешествия в памяти остался лишь дикий восторг каждый день, размытые лица новых «теплоходных» друзей и бесконечные закоулки и крутые лестницы теплохода, пролетающие мимо во время беготни всей ватагой… Помню ещё свежий ветер, живописнейший берег Плёса и любимые книжки, купленные с рук в одном из городков.
Дальнейшее моё знакомство с водными путешествиями продолжилось на следующий год, когда теплоход «Циолковский» увлёк нас в Петербург. По пути мы осмотрели Петрозаводск (никогда не забуду дикий холод этого города), Валаам (красивейший остров с уникальной флорой и фауной) и Кижи — шедевр русского деревянного зодчества с главной жемчужиной — церковью без единого гвоздя.
Но всё это — лишь предисловие к оде моему любимому на сегодняшний день маршруту — Москва-Астрахань, по которому я проплыла аж 3 раза: на теплоходах «Иван Кулибин», «Яков Свердлов» и «Валерий Чкалов».
… На Северном речном вокзала Москвы сияет солнце и мечутся чайки. С замиранием сердца узнаёшь номер нужного причала и скорее торопишься туда, к заветной цифре, чтобы впервые взглянуть на свой будущий плавучий дом на ближайшие 18 дней. Вот он стоит — четырёхпалубный, белый, величественный; снуют вокруг матросы, туристы и провожающие. Добираемся до каюты, оставляем вещи и скорей на палубу — как бы не пропустить отплытие. И вот, из динамиков рвётся «Прощание славянки», налетает ветер, а машущие фигурки на берегу постепенно уменьшаются и тают в вечерней дымке. Ужин в ресторане, прогулка по палубе перед сном, обустройство в каюте — так заканчивается этот суматошный день.
Первая крупная остановка — Углич. Уютный причал, бабульки трясут сувенирами, церковь на полуостровке, — сонный провинциальный городок.После Углича — специфическое теплоходное развлечение — кормление белой лошади, живущей у шлюза. Борт гулко стукается о замшелые влажные стены шлюза, замирает. И пока эти стены не окружили нас со всех сторон, все тянут руки с хлебом через перила, а лошадь смешно чмокает губами и тянет шею к нам, рискуя свалиться с берега на палубу. Ну чем не аттракцион для отдыхающих?!
После Углича мелькают Рыбинск и Мышкин с музеем Мыши, после чего прибываем в Ярославль. Взбираемся по бесконечным лестницам от причала в город, гуляем по длинной набережной с круглыми беседками на высоком волжском берегу (набережная чем-то напоминает Пушкинскую набережную в Парке Горького в Москве), вползаем на колокольню и наслаждаемся видом. После Ярославля нас встречает Кострома — те же волжские просторы, монастыри (в Ипатьевский монастырь — экскурсия на катерке), покой провинциальной России. И наконец, Нижний Новогород — старый знакомый на высоком крутом берегу Волги, древний кремль, знаменитая «стрелка», где сливаются 2 реки — Ока и Волга. После Нижнего становится всё интереснее: Чебоксары, где на пристани продавали ароматнейшие сухие грибы — белые, подосиновики, сыроежки… Множество мелких городков и зелёных стоянок, полных особого речного очарования. Становится всё теплее — ведь от Нижнего Волга стремится прямо на юг. Надо отметить, что в этом маршруте перед глазами пройдут почти все климатические пояса, представленные в России: от умеренно-континентального до степей и полупустынь.
Казань, столица Татарстана, российский, но такой восточный город с потрясающей по красоте главной мечетью. Трамваи на улицах, свежайший чак-чак, съеденный прямо на пристани, и липкие медовые пальцы. После Казани — малая родина Ильича — Ульяновск, Городец с тульскими пряниками всех возможных форм и размеров и Самара-городок. (Да-да, во время причаливания по теплоходному радио играет именно эта песенка). И снова уже ставшая традицией прогулка по набережной, поход по местным магазинчикам в поисках вкусностей, экскурсии. После Самары — Саратов, где так много холостых парней и ну оочень вкусный местный сыр из крошечного магазинчика. Жара, обливание минералкой и бесконечные подъёмы и лестницы. Последний город перед конечным пунктом — Волгоград, бывший Сталинград, город-герой, где каждый камень шепчет о страшных военных годах. Обязательный подъём на Мамаев курган, комплекс, посвящённый Сталинградской битве с музеем, Вечным огнём и огромной Родиной-матерью, которая доминирует над городом и которую видно даже с теплохода.Интереснейшее метро, похожее на подземный трамвай и снова прогулки, прогулки, прогулки. Перед отплытием покупаем цветы, и во время отчаливания, проплывая мимо установленной прямо в воде памятной стелы, бросаем их в воду под звуки войны, льющиеся из динамиков. А потом просто молча смотрим, как водовороты увлекают цветы на дно, и чтим память погибших за наш мир.
Вволю накупавшись в стремительной Волге на зелёной стоянке под Ахтубой, прибываем, наконец, в по-южному шумную и пёструю Астрахань. Здесь нас ждут лотосовые поля,виноградные сады, розарии, арбузы, вобла, со смаком поедаемая на палубе и… чёрная икра. Сразу скажу, что происходили эти поездки в начале 2000-х, поэтому сейчас, боюсь, вы этого «золота» там не найдёте. Но тогда… Тогда мы за смехотворную сумму купили «буханку» или «кирпич» паюсной икры и, как самые обыкновенные олигархи, толстым слоем намазывали её на хлеб и вкушали сие лакомство по 3 раза в день. В Астрахани мы стоим 2 дня, а после, когда кажется, что уже чуешь солёные брызги такого близкого здесь Каспийского моря, поворачиваем обратно. Начинается путь домой.
Все те же города, но в них без конца можно находить что-то новое… в самую жару сидим в купальниках на палубе, прямо на полу и медитируем, глядя на пенный след от теплохода.Стоим на носу, щурясь от солнца и ветра, или, устроившись на палубе, глазеем на цапель в прибрежных зарослях. В бинокль ловим орла, стаи каких-то птиц в далёких лугах… Наслаждаемся покоем, отрешённостью, приятным одиночеством. В таком месте вдохновение ходит по пятам, поэтому сидим на палубе и держим ручку и тетрадь, а рассказ будто пишется сам. Вечером на корме дискотеки, и самый кайф даже не быть там и плясать, а подняться на палубу выше, сесть на скамейку и смотреть вверх, на яркие звёзды, каких в Москве не увидишь. Тёмно, безмолвно скользит по чёрной воде махина теплохода, шуршит пена, с берегов доносятся таинственные ночные звуки… Ветер будто кидает музыку из стороны в сторону, поэтому её грохот до нарастает, то вдруг совсем пропадает. Помню, как около 12 ночи мы приставали в Тольятти, а на дискотеке играла как раз песня «Иванушек» «Ты — небо, а я — земля». И разудалая молодёжь хором изобрела новый припев, изменив одно лишь слово: «Тольятти, Тольятти, — скучаю я без тебя...» И всё — с тех пор, едва услышав эту песенку, меня будто тем сильным южным ветром уносит на борт теплохода, плывущего сквозь ночь к Тольятти. Помню ещё, как в сотый раз обходя палубу, видела в каждом углу смутные силуэты влюблённых парочек, тоже очарованных волшебной ночью.
На обратном пути бывает ещё одно преинтереснейшее развлечение: экскурсия в капитанскую рубку, где можно даже подержаться за штурвал. Впечатлений — море, ведь рассказ происходит не в музее, а в реальном «техническом помещении», где узнаёшь и про «собачью вахту» — с 3 до 5 утра, и про многое другое.
Но всё когда-нибудь подходит к концу, и вот мы, собравшись, выходим на палубу. Канал им.Москвы уже позади, мы идём уже по самой Москве-реке. Проплывает мимо грузовой порт с длинношеими кранами, и вот вдалеке показывается пассажирский причал. На берегу снуют крошечные фигурки и, хотя ещё очень далеко, а зрение у тебя — не идеал, ты видишь то, что искала — такая же крошечная фигурка стоит на самом краю причала, подпрыгивает и победно размахивает красным шариком-сердечком. И в этот момент понимаешь: «Я дома».
+
0
Я много раз отдыхала на теплоходе и могу вам сказать это незабываемо.
Съездив один раз будешь хотеть снова путешествовать теплоходом!
Тем более это отдых в России, а не где-то за границей! Своё всегда лучще!
Я считаю сперва надо свою страну посмотреть, а потом зарубеж ехать!
avatar

Alechka

  • 5 мая 2010, 23:35

Оставить комментарий

Необходимо войти на сайт через
Вконтакте или Facebook.