Как возникла идея поехать именно сюда, я уже и не помню. Но было что-то о черном песке на пляжах, о древнем храме, который был потерян под вулканическим пеплом, и, конечно, о сотнях вулканов — действующих и не очень. Думать об этой весенней поездке мы начали еще в октябре. И все эти полгода недавали покоя мысли о вулканах. Сколько их там — знаменитый Кракатау, Мерапи, который все эти полгода проявлял какую-то активность, священный Агунг на Бали, Ринджани, поднимающийся из моря на три с половиной тысячи метров на Ломбоке, Тоба, после извержения которой начался ледниковый период, Иджен — истинная преисподня. Конечно, увидеть всех их за одну поездку невозможно, но так хотелось…
25-26 марта. Новосибирск-Бали.
Из Новосибирска удобнее всего было взять «пакетный» тур на Бали. И вот, мартовским холодным вечером мы все-таки выезжаем из дома — на улице -20, а впереди — экватор. Рейс наш все-таки задержали. Сидим в аэропорту, ждем вылета. Перед началом регистрации народ уже столпился у двери, но пришли сотрудники аэропорта и выгнали всех в другую половину зала – в зале нашли оставленную кем-то сумку, еще с полчаса выясняли, кто же хозяин, только после этого все-таки начали регистрацию. В итоге самолет вылетел с опозданием около трех часов, но все же вылетел. Перелет около одиннадцати часов, но ночью это не так уж и тяжело – поели, поспали и уже прилетели. Выходим из самолета и сразу же ныряем в теплый, влажный, пахнущий какими-то травами и пряностями воздух Юго-Восточной Азии. Оформление визы оказалось совсем не таким сложным и длительным, как обещали. В аэропорту в первый раз пробуем говорить по-индонезийски, на наши скромные попытки поздороваться отвечают вполне благосклонно. Отель наш нам сразу понравился – большая зеленая территория, бассейны разной формы и размера, большой балкон в номере – что еще для счастливой жизни в отеле надо? После купания и фотографирования пальм пошли знакомиться с местной едой. Съели жареный рис и какой-то куриный суп – мило, но ничего особенного. Гораздо интереснее сама кафешка на берегу моря, появляющиеся звезды, липучая жара… ну, и наши попытки говорить по-индонезийски.
27 марта. Бали
Договорились с местным таксистом-гидом (его зовут Бен), что поедем на экскурсию по острову. Бен плохо говорит по-русски и хорошо по-английски, нас это вполне устраивало. Мужик он сам веселый, старается что-то рассказать, пояснить. Общаемся на трех языках – мы учим его русскому, он нас – индонезийскому. Первой остановкой, к нашему некоторому разочарованию, был магазин серебра, но в итоге нам там очень понравилось – изделия действительно красивые и необычные, я купила себе сережки, хотя и не планировала. Дальше мы поехали на «маленький водопад», этот маленький оказался метров пятнадцать в высоту. Река, в которой местные купаются и ловят рыбу, падает вниз с нескольких ступеней скалы, вокруг тропический лес – пальмы, бананы и еще какие-то радости.
Следующим пунктом программы был сад специй и кофейная плантация – довольно познавательно, я наконец-то посмотрела, как растет имбирь, который меня так радует последнюю пару лет. На этой же плантации нам показали лювака (пальмовая циветта) – это зверь, который ест ягоды кофе, потом переработанные им зерна собирают и из них получают самый дорогой в мире кофе. На вулкане дождь, видимости почти нет, поэтому сам вулкан Батур и озеро видно только в дымке. При хорошей погоде со смотровой площадки должна открываться очень хорошая панорама.
Спускаемся вниз от вулкана, по дороге закупаемся экзотическими фруктами – рамбутаны, мангустаны, салак, маракуйя… Внизу индонезы выращивают рис. Рисовые поля – это целое произведение искусства. Склон нарезан на террасы, которые изгибаются одна над другой, повторяя форму склона, ярко-зеленые полосы риса разделены между собой земляными ступенями, весь склон переливается разными оттенками зелени, а сверху, как будто, чтобы подчеркнуть экзотику этого пейзажа, возвышаются кокосовые пальмы. Пока мы фотографировали рисовые террасы, к нам пристали индонезы – купи сувенир, купи что-нибудь. После того как они поняли, что ничего мы не купим, они захотели просто пообщаться. Стандартные вопросы – откуда мы, давно ли на Бали, кем мы друг другу приходимся. После того как они узнали, что мы женаты уже три года, меня внимательно изучили и выдали вердикт «still beauty», похоже, они своих жен за три года совсем укатывают…
Последним в программе экскурсии должен был быть лес обезьян, но мы решили, что на обезьян мы еще насмотримся. И мы поехали в парк птиц и парк рептилий – они совсем рядом и входной билет у них общий. При моей любви как к птицам, так и к рептилиям мне там очень понравилось – в парке птиц попугаи и фламинго, свободно гуляющие вокруг, огромная клетка с «дождевым лесом Папуа», где можно походить внутри, а наглые попугайчики сами кидаются на тебя. В парке рептилий достаточно стандартный набор змей-ящериц-крокодилов, но есть возможность подержать в руках игуану, сцинка, варана – это уже интереснее. Есть один замученный комодский варан, но какой-то он уж больно сонный.
28 марта. Ява, Джокьякарта.
Встали очень рано – около четырех утра. Сегодня нас ждет экскурсия на Яву к древним буддистским и индуистским храмам. Процесс регистрации в аэропорту Денпасара занял ровно семь минут от входа в аэропорт до попадания в зал вылета. Да и вообще весь перелет оставил очень приятное впечатление. Летели около часа, из окна все время пытались увидеть хоть какой-нибудь вулкан, но не увидели.
В Джогдже (она же Джокьякарта, она же Йогьякарта) нас встретила гид – Нини. Сначала поехали на Боробудур – самый большой в мире буддистский храмовый комплекс. По дороге видели разрушения после извержения Мерапи – пальмы с поломанными листьями и селевой поток из вулканического пепла, который разгребают бульдозерами. Во время извержения вулканический пепел падал так густо, что крупные листья пальм не выдерживали его веса и ломались, а дожди смывали тонны пепла в реку, превращая ее в селевой поток. Извержение закончилось около месяца назад, но последствия его еще очень заметны.
Сам Боробудур меня как-то не очень впечатлил – не такой уж он и большой, и без особых архитектурных излишеств. Конечно, подкупает своей величественностью и правильностью форм. Но мне больше понравилось само место, где он находится – вокруг вулканы и холмы (все, что до двух тысяч метров высотой, они называют холмом), на территории храма красивая парковая зона, холм напротив напоминает лежащего Будду. В общем, посмотреть есть на что.
В экскурсионную программу еще включались султанский дворец и водяной дворец, но они как-то совсем не впечатлили. А вот птичий рынок (pasarburung) — место очень интересное: здесь настоящий азиатский колорит – певчие птички, ящерицы, летучие мыши; кто-то как домашний любимец, а кто-то для приготовления лекарств.
И еще один храм недалеко от Джогджи – Прамбанан. Храм очень красивый, высокие шпили, украшенные множеством фигурок, причудливые барельефы, атмосфера полуразрушенной древности. Храм состоит из нескольких главных зданий и более сотни маленьких вокруг, внешнее кольцо полностью разрушено землетрясением, внутреннее реставрируется, но составить представление вполне можно.
Перед вылетом обратно на Бали зашли в варунг (местная забегаловка) поужинать. Заказали ayam goreng (дословно – жареная курица), и были очень удивлены, когда нам принесли именно жареную курицу, самый обычный окорочок. 29 марта. Бали
День получился шебутной и бестолковый. Занимались организацией дальнейших экскурсий – на вулкан Ринджани и вулкан Иджен. Все оказалось как-то дороже, чем мы планировали, поэтому пришлось побегать повыяснять. Проблема в том, что на Ринджани, чтобы добраться до Ломбока, надо либо плыть на пароме полдня, либо лететь на самолете, и почему-то паромы не ходят по ночам (хотя на Яву ходят). Поскольку тратить еще два дня на дорогу до Ломбока и обратно не хотелось, то пришлось согласиться на самолет. Про Иджен нам тоже пытались рассказывать, что эта экскурсия на два дня, и что ехать в ночь нельзя. Но мы договорились с Беном, что он нас повезет ночью, чтобы утром быть на Иджене.
30 марта. Бали
После всех расстановок экскурсий у нас этот день остался свободным, и мы продолжили изучение Бали. Едем к спящим вулканам и озерам, названия которых очень радуют русское ухо – Братан, Буян и Тамблинган. Наверху над озером на смотровой площадке предприимчивые индонезийцы предлагают сфотографироваться с летучей лисицей, игуаной и еще какой-то ерундой. Лисички милейшие – такие пушистые с большими кожистыми крыльями и острыми коготками. Да и игуаны, как всегда, прекрасны.
Выше этих озер дорога идет к водопаду Гит-Гит, водопад самый большой на Бали. Одной упругой струей он срывается с сорокаметрового обрыва, летит среди зарослей и внизу разбивается облаком брызг, в которых играет солнце.
Среди прекрасной природы на священном озере Братан балийцы построили храм Улу-Дану. Он стоит на воде в нескольких метрах от берега, попасть туда можно только на лодке, но это не для туристов.
Еще один необычный храм — Танах-Лот, он стоит на скале, уходящей в море. Во время прилива его полностью отделяет водой от берега, и туда нельзя попасть даже на лодке — слишком сильные волны разбивает о скалы Индийский океан. Вечером отдыхаем в отеле и готовимся к завтрашнему треккингу на Ринджани.
Оставить комментарий
Необходимо войти на сайт черезВконтакте или Facebook.