"Как я посетил все страны мира без единого перелета"

Британец Грэхэм Хьюз стал первым человеком, посетившим все страны мира, ни разу не воспользовавшись самолетом. 33летний ведущий канала National Geografic провел в пути 1,426 дней и испещрил штампами четыре паспорта. За все это время он не сделал ни одного перелета и ни разу не сел за руль автомобиля: он передвигался исключительно на поездах, автобусах и морских суднах.

Краткую историю своего путешествия Грэхэм изложил в статье, которую он написал для британской газеты “The Telegraph”. Ниже – перевод этой статьи, в которой путешественник рассказывает о перипетиях перемещений среди островных государств, дикой африканской бюрократии, о своем попадании в тюрьму, о самой гостеприимной стране в мире и о других приключениях.

«Утром первого января 2009 года я сел на паром от Буэнос-Айреса до Колонии в Уругвае. То было мое первое пересечение границы из того множества, что предстояли мне в ходе величайшего приключения в моей жизни: Экспедиции Одиссея, первого в истории наземного путешествия в каждую из стран мира. Меня ожидало более двухсот стран, шестидесяти островов и шести континентов.
Мне предстояло путешествие в одиночестве, со скромнейшим бюджетом и безо всякой профессиональной поддержки: никакой съемочной группы с видеокамерами. Я был один против всего мира.


Вдохновили меня на эту экспедицию два человека. Первым был Майкл Палин и его шоу «Вокруг света за 80 дней». Мне было около девяти лет, когда эта передача шла на ВВС. Мне она очень нравилась, но при этом я прекрасно помню, что был разочарован тем, что ее герой всех стран так и не посетил. Вторым вдохновителем был мой отец, Грэхэм Хьюз Старший, который, в то время как остальные родители возили своих детей на испанские пляжи, таскал всю семью в походы по Европе, заскакивая в такие места, как Андорра или Лихтенштейн, чтобы потом у нас просто была возможность сказать: «Мы здесь были». Однажды мы попытались попасть в Восточную Германию, но через границу нас не пустили. Затем, летом 1990 года, после падения Железного занавеса, мы вновь вернулись туда и посетили не только Восточную Германию, но и Чехословакию, Венгрию и Польшу. У меня до сих пор хранится обломок Берлинской стены.

Прошло 19 лет – и вот я еду через Южную Америку, намереваясь стать первым человеком, который посетит все страны мира без единого перелета. Все 12 стран континента я пересек всего за две недели. Когда я направлялся из Суринама в Гвиану, в голове у меня крутилось: «Это будет так просто!». Как же я заблуждался.

Идея отправиться в путешествие без самолетов пришла ко мне, в первую очередь, потому, что люди, посетившие все страны мира, в истории уже были, но никто до сих пор не сделал этого без перелетов. Во-вторых, когда ты пересекаешь страну на автобусе или поезде, ты получаешь более богатый и насыщенный опыт и проводишь больше времени среди местных жителей. В-третьих, я чувствовал бы себя просто ужасно, находясь в таких обреченных странах, как Тувалу в Тихом океане (которая каждый год уходит все глубже под соленую воду из-за глобального потепления), если бы у меня на совести было 155.000 миль, проделанных по воздуху. И, наконец, избранный мной способ путешествовать получался куда дешевле.

Первым моим камнем преткновения стали Карибы. Я думал, что путешествие займет недели две – ведь все эти острова расположены совсем рядом друг к другу: добираться с одного на другой должно было быть не более одной ночи на парусном судне. Однако у меня ушло два месяца. Паромов не было – лишь небольшие грузовые корабли могли проплывать раз в неделю. И никто не хотел вести меня на Кубу: наказание, положенное американским гражданам их собственным правительством, держало всех в узде.
При помощи то парусных кораблей, то торговых суден, то контейнеровозов, то круизных лайнеров я, наконец, сумел преодолеть Вест-Индию.

Через Атлантику я доплыл до Исландии на контейнеровозе, а оттуда направился в Европу. Ах… Европа! Самая легкая часть света для путешествий. Я купил единый железнодорожный билет и пересек все 50 европейских стран всего за три недели.

Затем была Африка. Через Марокко и Западную Сахару я добрался до границы с Мавританией. Там мне заявили, что виза на границе больше не делается. Чтобы ее получить, мне пришлось ехать 1.250 миль через Сахару обратно в Рабат. На следующую неделю я вернулся к пограничному переходу. К тому моменту они уже вновь начали выдавать визы на границе. То был мой первый опыт, связанный с африканской бюрократией. И не последний.

На западном побережье Африки я заплатил сенегальским рыбакам, чтобы они отвезли меня на Кабо-Верде на пироге (других вариантов, как мне сказали, у меня не было). Пережив четыре дня в открытом море в протекающей лодке безо всякого радио, телефонов и спасательного оборудования, мы прибыли в Праю, и дружно угодили в тюрьму на шесть дней по подозрению в незаконном перевозе людей через границу.
Когда все уладилось, я застрял на острове еще на шесть недель, ожидая, пока меня – и злосчастную пирогу – обратно. Мне все говорили, что корабль будет готов к отправлению на следующий день… и еще на следующий… и еще. Наконец, меня выручил немец по имени Милан, который отвез меня на африканский материк на своем парусном корабле. Кстати, то грузовое судно сейчас покоится на дне моря где-то у берегов Сан-Томе.

Двумя месяцами позже меня снова арестовали – в Браззавиле в Конго. На этот раз меня приняли за шпиона. Я провел еще шесть дней в тюрьме – на этот раз, в одиночестве. У меня отняли рубашку, обувь, носки, шляпу и очки. То была худшая часть моего путешествия. Однако когда я выбрался на свободу, мое желание довести это проклятое дело до конца лишь усилилось.

К концу первого года я успел побывать в 133 из моего списка из 200 (на тот момент) стран – то есть, во всех странах обеих Америк, Европы и Африки. Так как мне оставалось лишь 67 государств, я вполне рассчитывал оказаться дома к Рождеству. Я снова ошибся. Азия оказалась чрезвычайно трудной для путешествия – не только из-за коррумпированных полицейских или недосягаемых островов, но и из-за визового режима. Я потерял шесть недель в Кувейте, дожидаясь визы в Саудовскую Аравию (транзитную визу мне бы не дали), а затем – еще четыре недели в Дубае в ожидании корабля, который отвез бы меня в Пакистан и Индию.

В декабре 2010 года я достиг Папуа Новой Гвинеи: 184й страны в Экспедиции Одиссея. С Азией было покончено, и настал черед Тихого океана. Мне оставалось лишь 16 стран, но все они были островами. Мне необходимо было продумать изощренный способ посетить их все. Один австралиец предложил мне место на своем судне, на котором можно было бы обогнуть все необходимые страны, но, когда этому обещанию исполнилось шесть месяцев, я понял, что сбыться ему не суждено.

А затем, в июле 2011 года, отдельным государством стал Южный Судан. Теперь к моему списку прибавилась еще одна страна. Я прибегнул к плану А: объехать тихоокеанские острова на грузовых кораблях. К январю 2012 года я добрался до Новой Зеландии, где я изначально планировал завершить путешествие, но оставалось еще шесть стран: Науру, Микронезия, Палау, Шри-Ланка, Мальдивы, Сейшелы и вышеупомянутый Южный Судан.

Я решил направиться в свой родной Ливерпуль и пересечь все эти страны по пути. Это заняло у меня большую часть 2012 года, но, после 1,426 дней в пути, в понедельник, я пересек границу Уганды и Южного Судана, и моя Одиссея оказалась завершена.


Ну и поездка выдалась! Самыми яркими ее моментами стали взлет космического шаттла во Флориде, танцы с горцами в Папуа Новой Гвинее, встреча с орангутангом на Борнео и купание в озере, полном жалящихся медуз, в Палау. Одним из худших эпизодов оказалось попадание в тюрьму, но впервые вопрос о том, хочу ли я продолжать свой путь, возник у меня, когда не стало моей сестры, Николь, которая год болела раком.

Одним из мест, которые навсегда останутся в моей памяти, стал Иран. Вместо сурового, безрадостного места, каковым я ожидал его увидеть, он оказался теплейшей и гостеприимнейшей страной в мире. Все, кого я там повстречал, относились ко мне как к почетному гостю. Однажды, в ночном автобусе, одна пожилая женщина улыбнулась мне и передала телефон. В легком недоумении я взял его и приложил к уху. Парень на том конце связи сообщил мне на прекрасном английском, что я сижу позади его бабушки, и что она обо мне беспокоится. Когда я спросил, почему, он ответил, что автобус приедет на следующий день в слишком раннее время, и она беспокоится, что мне негде будет поесть. Она хотела спросить, может ли она пригласить меня к себе домой и приготовить мне завтрак.

Благодаря своему приключению я понял, что хорошие люди есть во всем мире – люди, которые готовы сойти со своего пути, чтобы помочь нуждающемуся незнакомцу. Я понял, что люди не так уж и различаются, где бы они ни жили: все мы, в первую очередь, хотим честной жизни. Моя вера в человечество восстановилась, хотя веры в политиков стало еще меньше, чем до начала путешествия. Наконец, я понял, что никто не знает, что ожидает нас в конце пути, так что стоит как следует наслаждаться самим путешествием».

Оставить комментарий

Необходимо войти на сайт через
Вконтакте или Facebook.